Библиотечные акции как инструмент продвижения чтения

Массовые мероприятия безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно благодаря им, библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Цель массовой работы – стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей. В основе библиотечных мероприятий всегда лежит пропаганда лучшей литературы, каждый читатель вправе выбирать для себя любую литературу, но пропагандировать мы должны только лучшую.

Использование инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который  становится единственно возможным для функционирования  библиотеки в новых общественных реалиях. Объектами инновационной деятельности библиотеки являются: услуги и продукция, библиотечные технологии, организационное развитие библиотеки, социальная база изменений.  Инновационные формы работы позволяют проводить даже традиционные мероприятия ярче, динамичнее, зрелищнее.

В данном методическом пособии собран и обобщен опыт работы по организации, и проведению акций в библиотеках, и примеры  работы филиала №1 библиотечной системы г.Балашова.

В последнее время в библиотеках широкое распространение получила такая активная форма работы с читателями как акция.

Cмысл любой акции – это возможность и умение донести свое видение проблемы через различный сюжет, действие, используя определенные формы, механизмы, последовательность действий.

Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?

Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.

Акция – это должно быть ярко!

Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.

Чтобы придать важность акции, получить от неё не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо чётко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:

  1. Понимание, каким должен быть результат (чёткая цель – чёткий результат);
  2. Чёткий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;
  3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);
  4. Привлечение партнёров на взаимовыгодной основе;
  5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;
  6. Состязательность (конкурсы, турниры);
  7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т. п.);
  8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.

Существует 3 распространенных вида акций, которые чаще всего проводятся библиотеками.

Протестные:

«Нет наркотикам», «Зона риска», «Право на жизнь», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля» и др.

Благотворительные акции (в помощь библиотекам, другим нуждающимся):

«Поможем друг другу», «Библиотека – читателю, читатель – библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и др.

В помощь продвижению чтения можно выделить несколько видов акций:

 Общего характера:

«Мир чтения», «Чтение – как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать — это здорово!», «Дед Мороз читает книгу», “Запиши друга в “Маяковку”, «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс”, «Читающий город», «Читающий трамвай, автобус, такси», «Письмо ровеснику: Я хочу  рассказать о книге…», «Удиви родителей» и др.

 Акции тематические:

“В согласии с природой – в согласии с собой”, “Прочитай книгу о войне”,  «Прочитаем книгу по истории России», “Твой символ”, «Район, в котором мы живем», «Письмо ветерану», «Чтобы помнили». «Поздравь ветерана», «Время читать классику» и др.

 Акции для молодых родителей:

В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для малышей и их родителей: «Читаленок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др.

Акции к юбилейным литературным датам.

Акции по одной книге, по творчеству одного писателя.

Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях).

Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АКЦИИ

Шаг № 1. Определение информационного повода. Повод для акции может быть любой:

– значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая, литературная  и др.; ведущая тема года;

– значимое событие в стране, мире (новый законопроект, выборы, военный конфликт и др.);

– проблема, затрагивающая интересы общества во всем мире (экология, наркомания и др.);

– проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение населения, семейное чтение и др.);

– проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;

– реализация программы, проекта в местном сообществе, в библиотеке.

Шаг № 2. Определение целевой аудитории. Очень важно определить, для кого будет проведена та или иная акция. Чем конкретнее читательские группы (участники акции), тем нагляднее и эффективнее будет результат. Группы читателей могут быть совершенно разные:

–  взрослые;

– молодежь (студенчество, работающая молодежь, старшеклассники);

– дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, – дети с ограниченными возможностями);

– молодые родители;

– массовый читатель – это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-однодневки, акции общего характера.

Шаг № 3. Подготовка акции. На этом этапе необходимо:

– определить цели и задачи акции;

– выбрать тему, название, девиз;

– определить время (дату, место) проведения;

– составить списки организаторов, участников, приглашенных гостей;

– организовать рассылку пресс-релизов, привлечь СМИ;

– подготовить атрибуты акции и рекламную продукцию;

– составить смету.

Кроме того, на этапе подготовки особое внимание следует уделить развитию партнерских взаимоотношений. В первую очередь нужно заручиться поддержкой властей, например, управления образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту, они могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать как административную и организационную, так и финансовую или материальную поддержку.

Проведение любого мероприятия является хорошим поводом расширить и обновить спонсорскую базу организации. Библиотеке может понадобиться организационный партнер – организация, предоставляющая площадку для проведения мероприятия (кинотеатр, клуб, парк, городской культурный центр и т. п.).  Для привлечения внимания к планируемому мероприятию  лучше всего заручиться поддержкой информационного партнера (СМИ). Проработанный план выпуска публикаций, заметок, новостей о мероприятии должен быть согласован с информационным партнером.

Библиотечная акция также нуждается в наружной рекламе: афиши разного формата на улицах и на остановках для учебных заведений, клубов, студенческих профсоюзов, реклама в транспорте; пригласительные листовки для раздачи в учреждениях; информационные сообщения, видео- и аудио-ролики, и др.

При организации массового трудоемкого мероприятия в большинстве случаев не обойтись без активной команды поддержки – волонтеров. Они смогут оказать помощь на любом этапе подготовки: от поиска идеи (обычно молодые люди много знают о модных тенденциях и формах мероприятий, необычных местах их проведения и т. п.) до ее воплощения. Волонтеры выполняют очень важную работу: они разговаривают со своими сверстниками на обозначенные в рамках мероприятия темы, раздают полезные информационные материалы, вдохновляют своим примером других людей. Волонтеры могут стать неплохим информационным каналом, так называемым «сарафанным радио», когда нужно пригласить людей на акцию или мероприятие. Чем больше волонтеров задействовано, тем шире будет информационная волна.

Партнеров и участников акции следует упомянуть в печатной, рекламной продукции или во время самого мероприятия. Также рекомендуется заранее подготовить документ о партнерстве, в котором будет подробно описано, что и в каком объеме предлагается со стороны учреждения взамен оказываемой поддержки.

Шаг № 4. Решение организационных вопросов.

После того, как уже определен информационный повод, выбрана целевая аудитория, осуществлена необходимая подготовка к проведению акции и установлена договоренность с партнерами, следует приступить к решению основных организационных вопросов, к которым относятся следующие:

– определение составных частей акции – формы работы, площадки, ответственные, ресурсы;

– распределение обязанностей и назначение ответственных за проведение акции;

– составление общего сценария акции и отдельных ее частей;

– предварительная работа с волонтерами, отдельными участниками акции.

Один из главных организационных моментов – написание сценария, в основе которого должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т. п. К наиболее известным формам мероприятий для проведения акций относятся:

  • праздники, презентации, экскурсии, шествия;
  • встречи с писателями, известными людьми;
  • дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
  • опросы, анкетирования, тестирования;
  • игры, кукольные и другие театрализованные спектакли;
  • книжные выставки-просмотры, громкие чтения.

Шаг № 5. Проведение акции. Для организованного проведения той или иной акции необходимо назначить координатора (модератора, ведущего, организатора) – того, кто сможет ответить на все текущие вопросы и станет ключевой фигурой мероприятия. Координатор должен уметь оперативно решать все возникшие вопросы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. От качества решения организационных вопросов, четкого следования плану проведения, рекламной кампании, степени включенности участников зависит результат проводимой акции.

Особое внимание координатор должен уделить форме проведения мероприятия. В последнее время в библиотечной практике стали популярны флешмобы (англ. «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа») – заранее спланированные массовые акции, в которых группа людей появляется в общественном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее оговоренные действия (по сценарию), затем так же внезапно исчезает. Такая форма мероприятия позволяет привлечь потенциальных посетителей в библиотеку, а его эффективность на деле оказывается очень высокой.

Шаг № 6. Анализ проведенной акции. По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, включающий в себя характеристику следующих важных пунктов:

– ход мероприятия в целом;

– наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудности, с которыми пришлось столкнуться при организации;

– общую эффективность;

– отклики в СМИ;

– отзывы участников.

Такой анализ поможет сделать правильные выводы, выделить информацию, необходимую при составлении сценариев и планировании последующих мероприятий, но самое главное – выяснить, удалось ли донести ключевую мысль, идею акции до целевой аудитории.

Результаты проведения акции в библиотеке

Любое хорошее дело становится таковым, если работает на результат, потому что именно он в полной мере позволяет оценить, чего удалось достичь. Что же в итоге получают библиотеки после проведения молодежных акций? Существующий опыт позволяет выделить:

– рост читательской активности (расширение читательской аудитории, формирование группы лидеров чтения, сотрудничающих с библиотекой, реклама чтения и книг);

– постоянный анализ читательских предпочтений;

– внедрение инновационных технологий, отвечающих потребностям и интересам читателей;

– максимальную реализацию информационно-развивающей функции библиотеки;

– расширение и укрепление партнерских отношений с различными организациями и учреждениями, заинтересованными в формировании социальных установок человека.

Библиотечные акции в будущем позволят не только привлекать внимание читателей, жителей города к деятельности библиотек, но и станут одной из самых востребованных и прогрессивных форм работы с читателями.

Неоспорима действенность и успешность библиотечных акций, получивших распространение в последние годы. Как показало время, сейчас проведение акций для разных групп читателей происходит практически в каждой библиотеке, тематика их разнообразна.

Библиотеки в своей работе чаще всего применяют  традиционные формы  мероприятий: литературные вечера, читательские конференции, дискуссии, вечера-встречи и др. Но надо  не забывать о новых формах, постоянно находится в поиске инноваций.  За последнее время сотрудники библиотек  широко внедрили в свою работу электронные познавательные игры, акции, выставки-инсталляции, медиа-презентации, праздники. Осваивается  и такая   форма  работы на открытом воздухе, как  Open-air.

Что такое квиз, своп, квест вы узнаете посмотрев данную презентацию: 

      Предлагаю вам познакомиться с опытом работы филиала №1 городской библиотечной системы.

Электронные ресурсы.

  1. Всероссийские библиотечные акции – Режим доступа :http://metodisty.rgdb.ru/2012-12-06-10-22-24/vserossijskie- 8 bibliotechnye-aktsii . – Дата обращения : 20. 04. 2020.
  2. Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки. – Режим доступа : www.pskovlib. ru . – Дата обращения : 19. 05. 2020.
  3. ГБУК «Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской» Научно-методический отдел. Тематика семинарских занятий на 2015 год. – Режим доступа: https://portal.orenlib.ru/up/doc/tematika_seminarskih_zanjatii_2015.pdf. – дата обращения: 19.04.2020.

С.А. Смирнова,
заведующая
методико-библиографическим
отделом ГЦБС