“Мир на грани…” / виртуальный час информации (+18) /

«Мир на грани…» (история возникновения движений «скулшутинг» и «Колумбайн»)

виртуальный час информации  (18+)

К сожалению, в настоящее время анархические движения представляют достаточно серьезную угрозу, а сами идеи анархизма становятся все более популярной в молодежной среде. Групп, размещающих материалы анархисткой и суицидальной направленности в эпоху бесконтрольного доступа к Интернету, множество. Ежедневно, в различных соцсетях, например, «ВКонтакте», регистрируется около 5 интернет-формирований, пропагандирующих идеологию «колумбайна», суицида и анархизма. Увы, эти группы смерти сегодня на слуху – «Синий Кит», «Колумбайн» и другие печально известные молодежные сообщества, воспевающие культ самоубийства и подростков-убийц. Наиболее радикальным по своему содержанию является движение «Колумбайн».

Что такое «колумбайн»?

«Колумбайн» – это движение (субкультура) школьных стрелков. Подростков, которые организуют нападения на школы и колледжи, называют колумбайнерами – по названию американской школы Колумбайн, где в 1999 году произошло одно из самых громких преступлений такого рода.

Организаторами расстрела стали двое подростков Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс. К сожалению, у подростков, устроивших стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.  Колумбайнеры – прежде всего подражатели. Тот факт, что именно преступление в школе Колумбайн стало «образцовым», хотя расстрелы в учебных заведениях в США были и до него, связан с тем, что оно фактически было совершено в прямом эфире. Это был первый скулшутинг, который громко и подробно освещался в СМИ. Скулшутинг – это вооруженное нападение, проводимое в учебных заведениях; применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений, которое часто перерастает в массовые убийства. Слово является англицизмом и происходит от двух английских слов – school – «школа» и shooting» – стрельба. Подростки наиболее подвержены влиянию. Как правило, это подростки (люди) с психическими отклонениями, над которыми издевались в школе (буллинг), озлобленные практически на всех вокруг  и мечтающие отомстить хоть кому-то. Место, которое они для этого выбирают – их учебное заведение.

Субкультура «Колумбайн» быстро набрала популярность и получила немалое количество поклонников, в том числе и в России. Самые громкие случаи школьной стрельбы, нападений с взрывчаткой, холодным оружием – в 2014 году в Москве, в 2018 году в Керчи.                                                                                                                                                                    3 февраля 2014 года в московском районе Отрадное произошла первая подобная трагедия. Десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в родную школу № 263 с ружьём и выстрелил в учителя географии. Тот скончался на месте. Взяв в заложники одноклассников, подросток потребовал от охранника школы, чтобы тот вызвал полицию. По прибытии сотрудников органов правопорядка школьник начал стрелять и в них. В результате был убит один полицейский, ещё один получил тяжёлое сквозное ранение в области грудной клетки. Подростка удалось задержать, лишь когда в школу пришёл его отец. Он сдался полиции. Оружие нападавший украл у отца. В ходе экспертизы было установлено, что старшеклассник находился в невменяемом состоянии. Позднее он был отправлен в психиатрическую больницу на принудительное лечение.

17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошёл крупнейший в России акт «Колумбайна». Студент четвёртого курса Владимир Росляков пронёс на территорию учебного заведения самодельную взрывчатку и помповое ружьё. По версии следствия, он прошёл через запасной вход, поэтому оружие осталось незамеченным. Затем он направился в буфет и, дождавшись обеденного перерыва, активировал взрывное устройство. После этого Росляков пошёл в сторону второго этажа корпуса, где начал вести прицельный огонь из ружья по всем людям, проходившим мимо. Впоследствии он закрылся в библиотеке и выстрелил себе в голову. В результате происшествия погиб 21 человек, ещё 67 было ранено.

11 мая 2021 года в Казани 19-летний  Ильназ Галявиев зашел в школу № 175 и открыл огонь на поражение из дробовика. Погибли восемь и серьезно пострадал 21 человек, стрелка задержали. Галявиев – выпускник этой школы, известно, что за несколько дней до трагедии его отчислили из колледжа за плохую успеваемость. О своих намерениях юноша заявил в телеграмм-канале за пару часов до того, как отправился убивать.

И последний случай в Ижевске, Удмуртия. Где 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, переделанными под боевые патроны, вошел в школу № 88 и начал стрелять во всех, кто попадался ему на глаза. Прежде чем свести счеты с жизнью, он убил 17 человек.

Есть и случаи, в которых трагедию, возможно, удалось предотвратить. Так, в августе 2020 года в Красноярске были задержаны и помещены в психо-неврологический диспансер 9 подростков. Мальчиков и девочек подозревают в том, что они готовили нападения на школы с применением оружия. Главная (и похоже, пока что единственная) улика: все участники событий состояли в тематических группах в социальных сетях, где якобы обсуждали школьную стрельбу.

Значительное влияние  на распространение колумбайнеров в России оказывает рост доступности и популярность социальных сетей и массовый приход туда подростков в период с конца нулевых до настоящего момента. Достаточно вспомнить, как после теракта в Керчи «ВКонтакте» массово наводнили странички, воспевающие действия Влада Рослякова.

Пермские подростки, Лев Биджаков и Александр Буслидзе, устроившие бойню в школе № 127, очевидно были знакомы с историей «Колумбайна». В «ВКонтакте» Биджаков состоял в нескольких группах, посвящёных этому. В эту же группу вступил и Буслидзе. В сообществах похожей тематики состоял и 15-летний Михаил Пивнев («ивантеевский стрелок»), который в сентябре 2017 года тяжело ранил своих одноклассников и учительницу.

«Предполагаю, что сам факт того, что в соцсетях это событие было представлено как исключительное и привлекающее внимание, способствовал распространению информации о том, что скулшутинг как форма проявления себя существует. И для тех подростков, которые испытывали чувство обиды, депрессии, могли подвергаться травле и чувствовали себя отверженным, этот вариант решения проблемы мог показаться подходящим», – объясняет Кирилл Хломов.

Усредненного портрета российского колумбайнера не существует, но не существует его и в зарубежной практике. Выявлены лишь общие признаки, которые, однако, различаются от случая к случаю.  В исследованиях Кирилла Хломова и Дениса Давыдова (кандидаты психологических наук, сотрудники РАНХиГС), которые ссылаются на американскую практику, говорится, что в 60-78% случаев лица, совершившие вооруженное нападение в школах, страдали выраженной депрессией. 12% не имели близких друзей совсем, около 34% были социально изолированными.

Идея школьного расстрела не приходит к подростку в один миг, часто от момента, когда он фантазирует о том, что будет делать, до планирования и осуществления преступления, проходят годы. Случается, что дальше фантазий не заходит.

«Триггерами, которые в итоге приводят к необратимым последствиям, могут быть острая боль или внезапная потеря, причем совсем не обязательно, чтобы эти события были связаны именно со школой. В чем-то это близко к концепциям, которые описывают суицидальное поведение. Тогда фантазии переходят в действие, и происходит “разморозка”», – говорит психолог.

Чтобы получить ответы и чуть больше узнать о трагедии, которая коснулась сотни людей, предлагаем изучить несколько книг. На их создание авторов подтолкнула история «Колумбайна».

  1. Джессика Кнолл «Счастливые девочки не умирают»

Просто представьте себе элитную школу, подростков, привыкших решать проблемы чужими руками, и главную героиню, пытающуюся вписаться в новый мир, о котором она так мечтала. На что только не пойдёшь, чтобы стать своей, правда? И Джессика Кнолл могла бы ограничиться стандартной историей о том, к каким страшным последствиям может привести беспечность школьницы, напивающейся в компании одноклассников, но не стала. Нет, она взяла одни из самых табуированных тем — изнасилование и Scholl shooting — и объединила их под одной обложкой.

В нескольких интервью, а также в самой книге Кнолл признаётся: без Дейва Каллена, который десять лет изучал «Колумбайн», её книга была бы неполной. И, что самое страшное, психологически недостоверной, а значит, бесполезной для читателей.

По книге вышел фильм в 2022 году

  1. Дейв Каллен «Колумбайн»

В этой откровенной книге Дейв Каллен представил профили убийц-подростков, подробно реконструировав события 1999 года. Он показал нам двух старшеклассников без флера трагической героизации, который преследовал их на страницах чужих произведений: жестокого и последовательного Эрика Харриса и сомневающегося, склонного к самоубийству Дилана Клеболда. Автор сделал рисковый шаг — впервые публично предположил, что кумир девочек и почти романтический персонаж Дилан Клеболд не был главным в тандеме стрелков, а лишь выполнял приказания друга.

В результате у журналиста получился подробный отчёт о жизни ребят, постепенно увязающих в психопатических мыслях об убийстве одноклассников. Мы увидели, чем они жили: что слушали, смотрели, по кому фанатели. Основываясь на сотнях интервью, в том числе взятых у родных убийц, а также на тысячах страниц полицейских досье и разговорах с психологами ФБР, журналист собрал первый полный отчёт о «Колумбайне». Из него мы узнали: трагедии можно было избежать, если бы окружение подростков не игнорировало зловещие знаки, которые те так отчаянно подавали.

  1. Лайонел Шрайвер «Нам нужно поговорить о Кевине» (в русском издании — «Цена нелюбви»)

По мотивам книги снят фильм «Что-то не так с Кевином» (2011г., режиссёр Линн Рэмси)

Роман выделяется одной важной вещью — здесь писательница «препарирует» не подростка, а его семью. Она смещает фокус на родителей героя — раздавленную действиями сына, постоянно рефлексирующую и пытающуюся пережить трагедию, причиной которой, возможно, стала, мать. И отца, чья инфантильность не может не поражать.

Мы видим жизнь Кевина — пятнадцатилетнего подростка, устроившего резню в школе. Постоянные флешбэки, подробно описанные в письмах матери (почти история болезни), помогают нам вырасти вместе с героем: вот он читает книжки, влюбляется в Робина Гуда, а вот — осознанно совершает свои первые, пока ещё безобидные преступления. И всё ради того, чтобы хоть как-то привлечь внимание матери, которой, кажется, ужасно неуютно в своей социальной роли.

Вместе с мамой Кевина можно попытаться ответить на главный вопрос — почему он решился на убийство? Ответ на него частично дан в заголовке российского издания — нелюбовь. Лайонел Шрайвер не пытается обвинять в проблемах Кевина видеоигры, жестокие фильмы или рок-музыку. Она спокойно и чётко излагает свою позицию: амбивалентное отношение матери к ребёнку, а также неуместный позитивизм отца, который игнорировал тревожные звоночки в поведении сына, могли стать причинами, побудившими мальчика взяться за оружие.

  1. Астахов Павел «Класс. История одного колумбайна»

Только за последние четыре года в России произошло 7 случаев расстрела учащихся в образовательных учреждениях. Кто виновен в том, что молодые люди расстреливают своих однокашников? Может, государство с его беспомощным “управлением” культурой, “заботой” о морали и нравственных ценностях? Или кинематограф, который “крутит” по всем кинотеатрам страны бездуховные и пошлые поделки, мерзкие ужастики и пошлость? Что они несут молодым людям? Агрессию, упадничество, безысходность…

Этой – одной из самых тяжелых проблем нашей действительности – и посвящен новый роман Павла Астахова.

В этот день у Дмитрия Свободина все пошло наперекосяк. Рано утром умерла бабушка, которая его воспитывала. Потом ему пришлось терпеть хамство санитаров и участкового. Потом ему всыпали на работе за опоздание. Потом он поругался с отчимом, который презрительно назвал его неудачником и, вдобавок, тем обидным прозвищем, которое прилипло к нему еще в школе.
В школе… Именно она была источником всех его бед и неудач. И та троица одноклассников, которые нам ним издевались, – тоже виноваты, что он неудачник. И тупой физрук, который постоянно унижал его перед девчонками. И вся та жестокая, лживая, душная атмосфера 11-Б класса…
И ничего в затуманенном сознании не осталось, кроме жажды мести. Чудовищной, неуправляемой, дикой, как бешеное животное. Дмитрий схватил помповый дробовик отчима, набил карманы патронами и пошел в школу, которую окончил три года назад. Как раз в это время там проводил урок известный адвокат Артем Павлов…

Книга Павла Астахова имеется в фонде центральной библиотеки.

Конечно же, книг, в которых прямо или косвенно говорилось бы о событиях в «Колумбайне», значительно больше. Здесь выбраны лишь те из них, что вызвали наибольший отклик у читателей. Авторы этих произведений попытались показать историю колорадских стрелков с нескольких ракурсов, чтобы вы сами могли ответить на главный вопрос: кто виноват и что делать?

Больше по теме вы узнаете здесь:

Proslo. Скулшутинг и Колумбайн- что это такое/ Proslo . – Текст: электронный// Простыми словами: [сайт]. -URL:  https://proslo.ru/skulshuting-i-kolumbajn-chto-jeto-takoe/ (дата публикации 26.10.2022).

Колумбайн. Опасное, деструктивное явление: [раздел сайта]. – Текст электронный//ГБУ «северодвинский психоневралогический диспонсер»: официальный сайт. – URL:   https://спнд.рф/2020/03/26/kolumbajn-opasnoe-destruktivnoe-yavlenie/ (дата обращения 26.12.2022).

История российских колумбайов. – Текст: электронный//DTF: [сайт]. – URL: https://dtf.ru/u/299033-lord-drakonus/736091-istoriya-rossiyskih-kolumbaynov (дата публикации 18 мая 2021): – Режим доступа: Лорд Драконус на DTF.

Симонкова. Е. Российские колумбайнеры: откуда они появились/Елена Симонкова. – Текст: электронный//Милосердие: [сайт]. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/rossijskie-kolumbajnery-otkuda-oni-poyavilis-i-kak-im-pomoch/ (дата публикации 11.05.2021).