Звучащая проза писателя / информационное сообщение к 195-летию М.Е. Салтыкова-Щедрина/
27 января 2021 года исполняется 195 лет со дня рождения замечательного русского писателя, гражданина и борца за социальную справедливость Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В сокровищницу отечественной литературы этот прозаик, публицист и критик вошёл как мастер резкой обличительной сатиры, оставивший образцы жёсткого и едкого юмора. Произведения писателя отличаются искренностью, непримиримостью к злу и неправде, отстаиванием высоких моральных истин.
В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею М. Е. Салтыкова-Щедрина развернута книжная выставка-просмотр«История одного гения», где представлена литература о жизни и творчестве писателя и его произведения.
Детские годы Михаил провёл в родительской усадьбе в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его – помещик-крепостник, отставной советник Евграф Васильевич Салтыков, принадлежал к старинному, но оскудевшему дворянскому роду. Человек мечтательный и безвольный, он не оказывал заметного влияния на семью. Фактически полновластной хозяйкой имения была мать, Ольга Михайловна, происходившая из необразованной купеческой семьи, но энергичная, умная и расчётливая. Господствовавшая в доме суровая и безрадостная обстановка глубоко запала в душу юного Михаила, и потом он не любил вспоминать о своём детстве.
В десятилетнем возрасте мальчик поступил в Московский дворянский институт, а через два года в числе лучших учеников был переведён в Царскосельский лицей, который окончил в 1844 году, получив блестящее образование.
По окончании лицея Салтыков определился на службу в канцелярию Военного министерства в Петербурге и, увлекшись социалистическим идеями, примкнул к кружку М.В. Петрашевского. Первые повести начинающего автора «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), наполненные острой социальной проблематикой, вызвали недовольство властей, и в апреле 1848 года Салтыков был выслан на службу в Вятку в ведомство вице-губернатора.
Художественным итогом восьмилетней вятской ссылки стали «Губернские очерки», изданные в 1856-1857 годах и принесшие писателю литературную известность. В обличающей пороки и нравы провинциального чиновничества книге повествование ведется от лица вымышленного героя, надворного советника Н.Щедрина, который отныне и стал «двойником» Салтыкова. По одной из версий, писатель взял этот литературный псевдоним в память о мудром острослове купце Трофиме Щедрине, с которым он общался в Вятке.
Главные вехи в биографии любого писателя – его книги. «Самым кипучим временем» в жизни Михаила Евграфовича, по его позднейшей оценке, был период 1862-1870-х годов. Важнейшими событиями этого периода стали работа по приглашению Н.А. Некрасова в журналах «Современник» и «Отечественные записки», окончательное увольнение в отставку с государственной службы, переход на положение профессионального литератора.
Радостным и долгожданным событием в семье Салтыкова-Щедрина в это время становится рождение детей – сына Константина и дочери Елизаветы.
Именно в эти годы создаются такие вершинные произведения салтыковского пера, как циклы сатирических рассказов и очерков «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы», «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо». В 1870 г. появляется хроника-летопись «История одного города», открывшая в русской литературе жанр антиутопии; позже публикуется гротескно-авантюрный роман «Современная идиллия». Одной из великих, но самых мрачных книг сатирика, стал роман-хроника «Господа Головлевы» (1875-1880). Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его сказки-басни аллегорического характера (а написал он их 32), изданные в 1880-х гг.
Образы Щедрина гиперболизированы, фантастичны, гротесковы. В его книгах действительность приняла нелепые, ненормальные очертания: летающие губернаторы, человек-органчик, фаршированная голова… Но самая безудержная фантастика в сказочном мире писателя пронизана реальным «духом времени» и выражает его. Единственным стимулом к написанию своих сатирических обличений писатель называл Россию. «Я люблю Россию до боли сердечной», – писал он, и потому показывал всю нелепость жизни, надеясь, что его книги помогут что-то изменить.
Последние годы жизни Салтыков-Щедрин постоянно был болен, но продолжал работать до последнего вздоха. Итоговым, заключительным произведением Михаила Евграфовича стал оконченный незадолго до его смерти мемуарный роман «Пошехонская старина».
Все, созданное Салтыковым-Щедриным, дает возможность считать его философом и психологом, наблюдения которого воплотились в художественной форме. Умер писатель в Петербурге 10 мая 1889 г.
Размещенные на выставке «История одного гения» издания дают возможность лучше узнать, каким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин. Представление о личности автора позволяет увидеть в новом свете и его произведения, которые становятся более яркими, приобретают «жизненную подкладку». Сочиненное Салтыковым-Щедриным о России, темной, невежественной, несчастной, той, о какой он плакал, смеясь, – останется с нами навсегда. Не только потому, что сказано метко и выразительно, а и потому, что типы, предметы и обстоятельства, о каких сказано, никуда не делись и, должно быть, долго не денутся.
С. Лещёва, сотрудник читального зала Центральной библиотеки
#цб_библиотекибалашова #выставки