Лёгкое дыхание кисти /информационное сообщение к 180-летию П.О. Ренуара/

«Лёгкое дыхание кисти» – так называется книжно-иллюстративная выставка-галерея, организованная в читальном зале Центральной библиотеки к 180-летию замечательного французского живописца, графика и скульптора Пьера Огюста Ренуара. Рисование было для него не только работой, – оно стало любимым занятием, лучшей формой отдыха  и самой сильной страстью художника. За время своей долгой творческой жизни, продолжавшейся без малого шестьдесят лет, он успел написать около шести тысяч картин, в среднем две работы в неделю.

Огюст Ренуар любил жизнь душой и глазами и умел самым непостижимым образом передавать это ощущение в своих картинах. По словам А. В. Луначарского, «у него нет глаз для скорбного и уродливого: он видит цветы, лучи солнца, детей, прелестных женщин, и всё это играет, просто радуясь жизни ивоздуху…»

Размещённые на нашей выставке материалы прослеживают жизненный путь великого художника, знакомят с особенностями его творчества, представляют репродукции картин этого яркого и своеобразного мастера импрессионизма.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе в многодетной семье скромного портного по имени Леонар и его жены, швеи Маргериты. В 1844 году Ренуары переехали в Париж, поселившись в старом квартале близ Лувра. Родители не раз водили маленького Пьера Огюста в картинную галерею, где он впервые увидел шедевры французских и других европейских мастеров. С самого раннего возраста он полюбил рисовать, проявляя к этому несомненные способности.
В 13 лет, чтобы помочь семье, Огюст начал расписывать фарфоровые изделия на небольшой парижской фабрике, а когда она закрылась, перешел на роспись вееров и полотняных штор. Мечтая о серьёзных занятиях живописью, к 1861 году юноша сумел скопить достаточно денег на обучение и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время живописца. Через год Ренуар поступил в парижскую Школу изящных искусств.
В студии Глейра Ренуар познакомился иподружился с такими же как он молодыми художниками – Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем. Они вместе начали выезжать на этюды в окрестности Парижа, где рисовали на открытом воздухе. Впоследствии друзья стали основателями группы художников-импрессионистов, отличительным знаком которых стала работа на пленэре. Ренуар стал одним из самых ярких и глубоко своеобразных мастеров нового направления. Он пробует силы в пейзаже, натюрморте, портрете, запечатлевает разнообразные бытовые сцены, пишет обнажённую натуру.
В 1874 году Ренуар и его друзья устроили выставку своих картин, которая вошла в историю как первая выставка импрессионистов. Творчество молодых художников было встречено презрительными и гневными откликами критиков и зрителей, высмеивающих и сюжеты, и живописную манеру. Однако картина Ренуара «Ложа» была оценена достаточно доброжелательно.
Настоящий успех к художнику приходит с его знаменитой картиной «Бал в Муленде лаГалетт» (1876 г.) – радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом, любовью и весельем.1870-е годы стали периодом подлинного расцвета Огюста Ренуара. Он создает свои самые известные импрессионистические работы: «Чтение роли», «Первый выезд», «Обнажённая в солнечном свете», «Качели», «Тропинка в высокой траве», «Сена возле Асньера», «Купание на Сене», «В саду» и многие другие.
Общепризнанными шедеврами стали полотна, написанные Ренуаром  в более позднюю пору творчества, – «Завтрак гребцов», «Сидящая купальщица», «Материнство», «Зонтики», парные работы «Танец в деревне» и «Танец в городе», а также «Танец в Буживале». В 1883 году состоялась персональная выставка Ренуара.
Портреты занимали особое место в творчестве художника. Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной лёгкостью веет от его женских и детских портретов. Ренуаровские изображения детей на картинах «Девочка с лейкой», «Девочка с кнутиком», «Портрет девочки с охапкой цветов», «Играющий Клод Ренуар» и других отличают нежные сочетания цветов, невероятной гладкости кожа и лучащийся взгляд. Любителям живописи наверняка вспомнятся очаровательные и живые женские образы Ренуара: женщина с книгой, освещённая солнцем; девушки за столиками в кафе, на террасе, среди лодочников и гребцов; прелестная актриса Жанна Самари и простая модель Марго Легран в чёрной шляпке, из-под которой выбивается ослепительное золото волос.
К началу 20-го столетия Ренуар достиг успеха и славы был признан одним из ведущих художников Франции и в 1900 году получил звание Кавалера Почётного Легиона. Картины живописца были представлены на многих выставках в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Однако семейное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. В течение многих лет жизни его мучил скрючивающий пальцы жесточайший ревматизм, развившийся после перелома правой руки в результате падения с велосипеда. А после приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать привязанной к руке кистью и даже делал попытки заняться скульптурой.
Пьер Огюст Ренуар скончался 3 декабря 1919 года в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. В свой последний день он по обыкновению работал – закончил натюрморт с яблоками, набросал акварель с анемонами, а за несколько часов до смерти спросил лист бумаги, карандаш. Он хотел сделать эскиз вазы…
Рассматривая бессмертные полотна Ренуара, мы видим на них то, что завещал нам художник – любовь и красоту людей и окружающего нас прекрасного мира!
С.В. Лещёва, сотрудник читального зала Центральной библиотеки
#цб_библиотекибалашова   #выставки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.