«Гармония мира на полотне» /информационное сообщение к 230-летию С.Ф. Щедрина/

13 февраля исполняется 230 лет со дня рождения известного русского художника Сильвестра Феодосиевича Щедрина, самого яркого мастера пейзажа первой трети XIX века. К этой дате в читальном зале Центральной городской библиотеки развёрнута выставка-галерея «Гармония мира на полотне».
С.Ф. Щедрин прожил недолгую жизнь. Ещё короче его путь в искусстве. Он умер тридцати девяти лет от роду, из которых последние десять лет были отданы интенсивному творческому труду. За этот непродолжительный срок талант художника достиг блестящего расцвета.

Родился Сильвестр Щедрин в 1791 году винтеллигентной петербургской семье, тесно связанной с искусством. Отец его, Феодосий Федорович, был скульптором иректором Академии художеств. Дядя, Семен Федорович, –профессором пейзажной живописи.
В 1800 году мальчик поступил в Воспитательное училище Академии художеств, где прошёл полный курс, специализируясь на пейзажной живописи. Его учителями стали художники М. М. Иванов, Ф. Я. Алексеев, Ж.-Ф. Тома де Томон.
В 1812 году, перед окончанием Академии, Щедрин получил Большую золотую медаль за картину “Вид с Петровского острова в Петербурге”. Это дало ему право на поездку в Италию для стажировки,но начавшаяся Отечественная война нарушила планы. Лишь в 1818 году Сильвестр вместе с другими тремя художниками, которых Академия признала достойнейшими, направился в Италию в качестве пенсионера.
По пути в Рим молодой человек старался посещать все европейские художественные музеи, где завороженно изучал морские пейзажи старых мастеров.
Именно в Италии Сильвестр Щедрин провел большую часть своей творческой жизни. Еще в Риме, в первые годы пребывания в этой стране, художник сумел шагнуть далеко вперед в освоении живого пейзажного вида. Первым результатом его упорных трудов стала картина «Новый Рим. Замок Св. Ангела», принесшая художнику славу и материальную независимость.
В 1819 году Щедрин пишет с натуры римский Колизей, пишет тщательно, изучая массивность его полуразрушенных стен, выявляя их пластический объём, подчёркивая материальность каменных блоков.
После окончания срока пенсионерства молодой художник решил остаться в Италии, но из Рима перебрался в Неаполь, к морю. Именно неаполитанское пятилетие сделало Сильвестра Щедрина одним из лучших пейзажистов русского и мирового искусства.Все творчество Щедрина было посвящено одной теме – природе. Любимые мотивы художника – море, скалистые берега, утесы, уютные бухты, виды маленьких городков и набережных (“Набережная Мерджеллина в Неаполе”, “Скалы Малой гавани на острове Капри”), увитые виноградом террасы с видом на море, воплощающие идеал гармонии людей и природы (“Терраса на берегу моря”, “Веранда, обвитая виноградом”).Он освободил свою палитру от условного коричневого колорита академических пейзажей, стремясь передать живые, естественные краски южной природы, насыщенной морской влагой и пронизанной лучами солнца.
В последний год, отмеченный тяжёлой болезнью, в творчестве художника ощутимо нарастание драматизма: он писал в основном ночные пейзажи, озарённые тревожным светом луны («Лунная ночь в Неаполе»).
Обращение к реалистическому пейзажу, к непосредственной живописной передачи натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.
С.Ф. Щедрин умер 8 ноября 1830 года в Сорренто и был похоронен там же в церкви Сан-Винченцо.
На выставке «Гармония мира на полотне» представлена литература о жизни Сильвестра Феодосиевича Щедрина и репродукции его картин.Е. Аравина, ведущий библиотекарь читального зала Центральной городской библиотеки
#цб _библиотекибалашова #выставки

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять