Выдающийся просветитель /виртуальная беседа к 100-летию Ю.М. Лотмана/

В конце этого месяца исполняется сто лет со дня рождения выдающегося филолога, блестящего исследователя русской культуры Юрия Михайловича Лотмана.
Будущий учёный родился 28 февраля 1922 года в Петрограде в интеллигентной семье. Его отец, Михаил Львович, во время пеших прогулок по городу рассказывал детям об особенностях архитектурных стилей. Все семейство часто посещало Эрмитаж и Русский музей, театры, особенно Мариинский.

С 1930 по 1939 год Юрий Лотман учился в одном из старейших учебных заведений России – Петришуле, главном немецком училище святого Петра (с 1918 по 1990 год – Единая трудовая школа Куйбышевского района Ленинграда). Во время гражданской войны в Испании Юрий со своим другом Борисом пытались проникнуть на борт судна, направлявшегося в эту страну, для того чтобы лично участвовать в революционных событиях. Бдительные охранники задержали беглецов, но отпустили без последствий. Осенью 1939 года Лотман поступил на филологический факультет Ленинградского университета. Он активно занимался изучением латыни, греческого и французского языков.
В 1940 году молодой человек был призван в армию. Великую Отечественную войну он прошел от начала и до конца связистом в артиллерийском полку. Он воевал в Крыму, Донбассе, Западной Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, Восточной Пруссии. О том, что Лотман храбро и мужественно сражался, говорят его награды: два ордена и семь медалей. Юрию повезло: за четыре года он ни разу не был ранен. Это было настоящим чудом, ведь, по неофициальной статистике, юношей 1922 года рождения вернулось домой только 5 процентов. Лишь однажды он был сильно контужен от близкого разрыва снаряда. Удивительно, что после этого он почти перестал заикаться, а ведь до войны у него были большие проблемы с речью – волнуясь, он мог совсем замолчать. В своих воспоминаниях Юрий Михайлович писал впоследствии, что в кармане гимнастерки он всегда держал карандаш, твердо решив в плен не сдаваться: кисть руки с помощью карандаша достает до курка винтовки, обращенной к своему лицу…
После войны Лотман восстановился в Ленинградском университете и был зачислен на второй курс. Его учителями были те, кто составляет гордость и славу отечественной науки – Г.А. Гуковский, В.Я. Пропп, Б.В. Томашевский, Б.М. Эйхенбаум и другие. Юрий был талантливым студентом, сталинским стипендиатом, имел печатные публикации, все госэкзамены сдал на “отлично”. Он надеялся после окончания вуза в 1950 году поступить в аспирантуру. Но были суровые сталинские времена: разгромные статьи и собрания против профессуры Ленинградского университета, увольнения и аресты, обвинения в “космополитизме”. Свою роль сыграл и пресловутый “пятый пункт”. Его, еврея по национальности, в аспирантуре не оставили и не дали направления на работу, так как знали, что его нигде не возьмут.
Выпускник не отчаивался: диссертацию решил написать вне аспирантуры. Но надо было работать. Месяцы безуспешных поисков в Ленинграде результата не дали. Лотман собирался уехать в какую-нибудь деревенскую школу учительствовать, но неожиданно узнал, что требуются преподаватели русской литературы в Тартуском учительском институте. После звонка директору этого учебного заведения Юрий Михайлович срочно выехал в Тарту, предоставил документы и, несмотря на “пятый пункт”, был зачислен в штат института. Наверное, потому, что эстонским советским властям некогда было отвлекаться на антисемитские мероприятия, так как они занимались борьбой с местным враждебно настроенным населением. Так Юрий Михайлович стал жителем Эстонии.
Нагрузка старшего преподавателя Ю.М. Лотмана была огромная. Он читал фольклор, историю русской литературы – древнюю, XVIII, XIX веков, советскую, а также теорию литературы. После лекций занимался в библиотеке Тартуского университета до самого закрытия. Жил Лотман в студенческом общежитии. Он чувствовал себя счастливым человеком, так как мог свободно заниматься наукой.
В 1951 году он защитил кандидатскую диссертацию, через десять лет, в 1961 году, докторскую на тему “Пути развития русской литературы преддекабристского периода”. В 1954 году молодого ученого приглашают на работу в университет, с 1960 года он становится заведующим кафедрой и руководит ею до 1977 года.
Кафедра русского языка и литературы Тартуского университета под руководством Ю.М. Лотмана своими научными трудами, конференциями, исследованиями, публикациями стала известна не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Позже, в годы хрущевской “оттепели”, у Юрия Михайловича была возможность вернуться в Ленинград или уехать за границу, но он оставался верен своему университету, своей кафедре, своим ученикам.
В конце 1980-х годов Лотман создал цикл познавательных телепередач “Беседы о русской культуре”, которые были объединены в книгу с одноименным названием, изданную в 1994 году, уже после смерти автора. Во время перестройки ученый участвовал в политической жизни Эстонии, в октябре 1988 года был избран в совет уполномоченных Народного фронта Эстонии.
Ю. М. Лотман – член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской академий, лауреат Пушкинской премии Российской академии наук. Он был также вице-президентом Всемирной ассоциации семиотики.
Говоря о таком человеке, нельзя обойти вниманием и его личную жизнь. В марте 1951 года он женился на Заре Григорьевне Минц (1927-1990), литературоведе, специалисте по изучению творчества А.А. Блока и русского символизма, профессоре Тартуского университета. У них родилось трое сыновей: в 1952 году – Михаил (ныне профессор семиотики и литературоведения Таллинского университета), в 1953 – Григорий (художник), в 1960 – Алексей (биолог).
Борис Федорович Егоров, друг и биограф Ю.М. Лотмана, так описывает семейную жизнь двух учёных в своей статье “Юрмих и Зара”: “Семья Лотман-Минц существовала главным образом на научной почве: Юрмих своей богатой эрудицией и фантастически быстро развиваемой новой методологией заметно помог Заре свободно ориентироваться в “девятнадцативечных” предтечах “серебряного века” русской культуры и органично освоить новые методы, а Зара, в свою очередь, помогла Юрмиху в его заходах в XX век, некоторые статьи написаны ими совместно.
Быт в семье не играл большой роли. При полной, даже сверхполной учебной нагрузке, при обилии разных общественно-научных обязанностей супруги не хотели отказываться от сладостного для мозга и души научного творчества и трудились ночами, трудились в поездах, на собраниях, на даче – когда же создавать уют? А при этом еще растили трех сыновей и непрерывно принимали гостей, от приезжих до местных коллег и учеников (студентов и аспирантов)”.
Умер Юрий Михайлович Лотман в Тарту 28 октября 1993 года.
Е. Аравина, ведущий библиотекарь отдела обслуживания Центральной городской библиотеки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять