Ювелир стиха /беседа к 145-летию М.А. Волошина/

28 мая исполняется 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина, замечательного поэта Серебряного века, критика, переводчика, искусствоведа, художника-акварелиста.

Некоторые исследователи жизни и творчества Волошина причисляют его к символистам, но сам он никогда не стремился быть зачисленным в ту или иную группу, всегда стоял в стороне от литературных споров и был «сам по себе».
Своё жизненное кредо он   выразил так:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать   в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить!
Полная его фамилия – Кириенко-Волошин. Он родился в 1877 году в Киеве в семье юриста. Его предки по отцу – запорожские казаки, а по матери – обрусевшие немцы. В трёхлетнем возрасте у мальчика умер отец, и это раннее сиротство обернулось потом пожизненным скитальчеством.
Детство будущего поэта прошло в Таганроге, Севастополе и Москве. Настоящей родиной поэта стал Восточный Крым, а именно   Коктебель, куда он переехал с матерью в подростковом возрасте. Окончив феодосийскую гимназию в 1897 году, Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, но уже через год был выгнан оттуда за участие в студенческих беспорядках. С этого времени начинаются его годы странствий.
Весной 1901 года Волошин едет в Париж. Здесь он пишет стихи, входит в разнонациональный круг парижских писателей и художников, переживает множество трудно совместимых увлечений – от французской живописи и литературы до магии, буддизма, оккультизма и тому подобных вещей. Когда в январе 1903 года он ненадолго объявился в России, то сразу стал своим среди символистов.
Недолгий брак с художницей Маргаритой Сабашниковой принёс поэту много печали. Их быстрый разрыв вызвал к жизни несколько стихотворений, включённых позже в один из самых известных циклов Волошина «Киммерийские сумерки».
 А далее были написаны сборники «Стихотворения» (1910), «Anno mundi ardentis» (1916), «Иверни» (1918), книга статей «Лики творчества» (1914). Его стихи, несвободные от настроений декаданса, были отмечены глубиной, отточенностью формы, лиризмом. Поэт Валерий Брюсов считал, что они «сделаны рукой настоящего мастера, любящего стих и слово, иногда их безжалостно ломающего», как ювелир при огранке алмаза.
В середине 1910-х Волошин всё больше уходит в живопись, осваивает технику темперы и акварель. В это же время он пишет прекрасную монографию о художнике Василии Сурикове.
В годы Гражданской войны Максимилиан Волошин пытался примирить враждующие стороны: спасал в своём доме красных от белых и белых от красных. Своё отношение к воюющим сторонам он выразил строками:
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
— «Кто не за нас — тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!»
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Стихи этих лет отличаются трагизмом.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса свой дом в Коктебеле, который построил когда-то своими руками, Волошин сделал бесплатным домом творчества. Долгие годы он был одним из центров культуры России, куда летом приезжали писатели, поэты, люди искусства. Некоторым людям из власти этот «Дом поэта» казался подозрительным, его рассматривали не иначе, как антисоветский салон.
В марте 1927 года Волошин женился на Марии Степановне Заболоцкой (1887-1976), которая, став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922-1932) и была его опорой. После смерти поэта она сумела сохранить его творческое наследие и сам дом поэта.
Удивительно, что Волошина не тронули. Он уцелел, хотя имел все основания быть пущенным «в расход», ведь стихи он писал не во славу советской власти, а совсем наоборот. И всё же его не взяли. Он вытащил счастливый лотерейный билет и умер 11 августа 1932 года в собственной постели от болезни в возрасте 54 лет.
А в 1926 году поэт написал:
Я не изгой, а пасынок России.
Я в эти дни – её немой укор.
И сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, паденья и разрух
В уединеньи выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье.
Замечательные акварели Максимилиана Волошина находятся в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского.
Напоминаю, что в читальном зале Центральной городской библиотеки развёрнута книжная выставка-персоналия «Ювелир стиха», посвящённая жизни и творчеству поэта. Она будет действовать до конца мая.
Е. Аравина, ведущий библиотекарь отдела обслуживания ЦБ

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять