Королева декаданса /книжная выставка к 155-летию З.Н. Гиппиус/
Вряд ли в русской поэзии есть другое женское имя, столь вызывающее и противоречивое, как имя Зинаиды Гиппиус. Она особняком стоит среди женщин-легенд Серебряного века, обречённая, по меткому выражению Северянина, на царство без подданных и без корон.
Она всегда писала от лица мужчины. Не потому ли о ней обычно говорится только в мужском роде: поэт, прозаик, критик, драматург, редактор, идеолог символизма. Её стихи становились событием, романы выходили в лучших издательствах, пьесы шли в Александринском императорском театре и не сходили со сцены даже после – уникальный случай в истории театра! – её бегства из СССР.
20 ноября со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус исполняется 155 лет. В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею писательницы организована книжная выставка-персоналия «Королева декаданса». Представленная на ней литература знакомит с поразительной судьбой и творчеством одной из самых загадочных женщин, которая смогла состояться как уникальная личность в русской литературе и истории культуры.
Серебряный век был эпохой эпатажа. Но даже его фривольные рамки казались тесны этой даме… Зинаида Николаевна многих ставила в тупик, вызывая восхищение одних и неодобрение других. Её устные суждения отличались остроумием и афористичностью. Воспоминания современников о ней настолько разные, что порой кажется – о разных людях говорят. А эта удивительная женщина оставалась верна себе, считая главным «не быть, как все». «Мне нужно то, чего нет на свете…», – однажды призналась Гиппиус. Эта стихотворная строка дала название одному из разделов нашей выставки. Обратившись к размещённым здесь изданиям, читатели смогут составить своё мнение о том, кем же на самом деле была эта очаровательная, блистательно-талантливая «неистовая Зинаида». «Декадентская мадонна с боттичеллиевской наружностью и улыбкой Джоконды»? «Достоевский в стихах»? Или «Сатанесса из Петербурга»?
Образование Зинаиды Гиппиус было в основном домашним из-за выявленного туберкулёза, но в ней рано проявились литературные наклонности, она пыталась писать стихи, вела дневник.
Её профессиональная литературная жизнь началась незадолго до свадьбы с Дмитрием Сергеевичем Мережковским (тогда – молодым, но уже известным поэтом). В 12-й книжке журнала «Северный вестник» за 1888 год появилась первая поэтическая публикация Зинаиды Гиппиус – два стихотворения («Посвящение» и «Песня»), написанные под влиянием Семёном Надсона. Постепенно Зинаида Николаевна обрела и свой собственный голос, который нельзя ни с кем спутать.
Стихи 1895 года («Люблю я себя, как Бога» и др.) принесли Гиппиус скандальную известность. Свои дореволюционные поэтические сборники 1904 и 1910 годов она назвала просто «Собрание стихов».
В скупой и жёсткой поэзии Гиппиус сильна традиция русской философской лирики. Её стихи, за небольшим исключением, воссоздают сложную, противоречивую душу человека ХХ столетия.
Один из самых тонких и взыскательных критиков начала века Аким Волынский отмечал, что в стихах Гиппиус «есть талант, поэзия, «небесный дым» мысли в соединении с певучим чувством и дрожью тонких нервных ощущений». «В её стихах, – писал о первой книге «Собрания стихов» Иннокентий Анненский, – всегда сквозит тревога, или несказанность, или мучительное качание маятника в сердце».
Всю свою творческую жизнь Зинаида Гиппиус была верна нескольким темам, названным ею в стихотворении 1927 года «Тройное»:
…Тройная правда – и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О Человеке.
Любви.
И Смерти.
Февральскую революцию, как и Мережковский, Гиппиус встретила с надеждой, октябрьскую – с негодованием и отвращением. В 1918 году появился сборник «Последние стихи», в котором объединены яркие, накалённые от гнева и злости, политические стихи, написанные в период с 1914-го по 1918 годы. Большинство из них посвящены драматическим и кровавым событиям тех лет: Первой мировой войне и революциям 1917 года. Гиппиус видит, что Россия гибнет, и мучится надеждами, что ещё не всё потеряно.
Сама Зинаида Николаевна считала себя больше прозаиком и критиком, нежели поэтом. Она писала романы и рассказы, несколько раз обращалась к драматургии. Как критик она выступала чаще всего под псевдонимом «Антон Крайний», отличаясь точностью формулировок и хлёсткостью стиля.
В доэмигрантском творчестве писательницы проза представлена шестью книгами рассказов («Новые люди», «Зеркала» и др.), романами «Чёртова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913), сборником статей «Литературный дневник».
В 1920 году, покинув Россию, Мережковские обосновались в Париже. В 1925 году вышли в свет мемуары Гиппиус «Живые лица», содержащие портреты её современников: Блока, Брюсова, Сологуба, Розанова и других. Яркие и точные, «они написаны в литературном смысле блестяще».
Стихи Гиппиус писала почти всю жизнь. Последняя книга лирики «Сияния» появилась незадолго до начала второй мировой войны. Во многих стихотворениях автор опять обращается к «вечным вопросам». «Она всегда была подлинной русской патриоткой, глубоко любящей свою родину», – так сказал о ней летописец русской эмиграции Юрий Терапиано.
«Владелица Серебряного века» умерла в своём парижском доме в 1945 году, через 4 года после Мережковского, с которым они прожили больше пятидесяти лет, не разлучаясь ни на один день.
Перед смертью у Зинаиды Николаевны отнялась правая рука. Та, которой писала всю жизнь. Она не успела закончить ни поэму «Последний круг», ни книгу о муже «Дмитрий Мережковский». Известно точно: последними, написанными её рукой, словами были: «Я сто́ю мало. Как Бог мудр и справедлив».
«Стихи поэта любого – молитвы…» – так называется второй раздел нашей выставки. Он включает имеющиеся в библиотеке сборники произведений Зинаиды Гиппиус, где достаточно полно представлено не только её поэтическое наследие, но и художественная проза, литературно-критические статьи.
Всех желающих узнать больше информации о жизни и творчестве З.Н. Гиппиус приглашаем ознакомиться с книжной выставкой «Королева декаданса» и ждём в Центральной городской библиотеке.
Светлана Лещёва, библиотекарь отдела обслуживания Центральной городской библиотеки
#Центральная_городская_библиотека_Балашов
#БиблиотекаБалашов
#Зинаида_Гиппиус
#Серебряный_век
#культура64#регион64