«Набирая высоту» / К 95-летию со дня рождения В.Б.Казакова

Владимир Борисович Казаков – человек интересной судьбы: писатель, заслуженный летчик-испытатель, лауреат многих литературных премий. Поклонники его творчества – саратовская молодежь, курсанты летных учебных заведений – своего любимого писателя, друга и наставника называли саратовским Экзюпери. Когда В. Казаков впервые поднялся в небо, ему было пятнадцать. Когда вышла в свет его первая «солидная» книга – «Пилоты», ему было уже пятьдесят. Из них тридцать лет жизни в авиации. Поэтому в литературе для него существовала лишь одна тема – авиация.

Родился Владимир Борисович в Саратове. Здесь, на просторных берегах Волги прошли его детство и юность, здесь впервые он стал думать о небе. Мечтая стать летчиком, поступил учиться в специальную школу ВВС.

Когда началась война, отец Владимира ушел добровольцем на фронт. Защищал Сталинград, а в феврале 1943 года он геройски погиб в бою на Украине. После этого Владимир отправился в военкомат, считая, что вполне подготовлен к военной службе: он с гордостью носил на груди значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне». После настойчивого требования молодого добровольца отправили учиться в Саратовскую военно-авиационную планерную школу (СВАПШ). Обучение вместо положенного срока длилось всего восемь месяцев.

Впервые Владимир поднялся в воздух на планере после месяца учебы. Это был «А-2» конструктора О.К. Антонова, который лично приезжал к ребятам в СВАПШ. По прошествии тридцати с лишним лет Владимир Борисович встречался с известным всему миру конструктором и написал о нем книгу «Сотвори себя».

После окончания авиационной планерной школы В.Казаков был призван на фронт. Летал на планерах в тыл к немцам, доставлял партизанам оружие и продовольствие, вывозил раненых… П озже он напишет о планеристах книгу «Планеры уходят в небо».

 В Казаков на долгие годы становится профессиональным летчиком. Сначала – планерист-десантник, после войны – пилот истребительных машин, летчик-испытатель, пилот авиации специального применения в ГВФ, вертолетчик — вот его профессиональная жизнь, уложенная в тридцать лет летной работы. Если на карте Советского Союза прочертить трассы полетов В.Б. Казакова, то они протянутся почти во все уголки страны. Его жизнь была связана с переездами и работой на секретных объектах. Потом он стал летать на вертолетах гражданской авиации в Саратовском авиационном отряде. В эту пору ему довелось увидеть Гагарина и встретиться с Титовым. О встрече с последним он впоследствии напишет очерк.

Владимир Борисович отчаянно любил небо и самолеты. А писательский дар позволял ему рассказывать об авиации так, что у читателя дух захватывало. В.Казаков взялся за перо в 1960-м и создал за свою писательскую жизнь более 60 произведений, причем разного жанра. Это рассказы и очерки, повести и романы.

Первый рассказ летчика-испытателя «В черных песках» был опубликован в саратовском альманахе «На Волге широкой». В 1962 году вышла в свет его первая книга «Однажды в небе». Вхождение писателя Казакова в литературу стало заметным в конце 60-х – начале 70-х годов, когда в Приволжском издательстве вышла его вторая книга «На невидимых дорогах», а затем – «Красная консоль», повествующая о летчиках авиации специального применения. Десятки его рассказов были опубликованы в газетах, сборниках, альманахах и журналах. Говоря о конкретных исторических событиях, затушеванных временем, стремился разгадать человеческие характеры. При этом неизбежно придерживался принципа: писать о том, что хорошо знаешь, и о чем до тебя еще мало кто или никто не писал. Владимир Борисович работал не только в архивах, но и за любой ценной информацией мог поехать в отдаленный  уголок страны. Очерки об отважных пилотах всех времен, о рождении новых летательных  аппаратов он создал в четырех книгах в произведении «Вспомни, облако»

 В 1982 году В. Казаков открыл для широкого читателя практически неизвестную страницу Великой Отечественной войны, опубликовав очерки «Страницы истории боевого планеризма» в книге под названием «Бесшумный деспот».

Одна из его книг, «Без права на смерть» была посвящена летчикам, исполнившим интернациональный долг в Афганистане. Написанная в то время в соавторстве  с А.П. Красиковым, была своего рода подвигом. Она несколько лет пролежала в черновиках и была издана на средства курсантов летных училищ и офицеров – летчиков полковой авиации.

Среди произведений В.Б. Казакова можно еще выделить следующие: «Голубые капитаны», «А-7 уходит в ночь», «Крылья белые», «Тревожный колокол»…

Некоторые книги писателя переводятся на Украине и в Белоруссии. Читают их за рубежом на польском, словацком, английском, немецком, французском и других языках.

Владимир Борисович несколько лет возглавлял Саратовское отделение Союза писателей СССР. Много сил отдавал молодому поколению, встречался с детьми в школах, создал совместно с поэтом В. Гришиным клуб «Авиатор» в авиационном техникуме. Его книги стали «учебным пособием» для курсантов военных летных училищ.

Произведения Казакова — это талантливая проза высокого гражданского и эмоционального накала. И, наверное, каждый читатель может найти в его рассказах и повестях то, что ближе именно ему, будь то профессиональные тонкости в пилотировании вертолета или размышления о тонкостях человеческих взаимоотношений. Если вам интересна данная тема, приглашаем в центральную городскую библиотеку, где вы можете более подробно познакомиться с биографией В.Б. Казакова и его творчеством.

Т.М. Судакова,

библиограф центральной

городской библиотеки.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять