«В небе «Ночные ведьмы» литературная композиция

На вид она не очень-то крепка,

Когда дитя качает в колыбели,

Но как, друзья, сильна она на деле –

Заботливая женская рука

                                                 В. Инбер

Каждую ночь они садились в свои легкокрылые ПО-2, и летели бомбить фашистов. Они наводили страх на немцев. Враги называли их «Ночные ведьмы».

Женщинам – летчицам, героям Великой Отечественной войны, посвящается…

 

«В небе «Ночные ведьмы»

 

Ведущий 1: На самых трудных дорогах войны женщины шли рядом с мужчинами. Под смертельным огнем чинили они линии связи, ходили в тыл врага на разведку, ползли по-пластунски, чтобы броситься в атаку, летали на самолетах.

Ведущий 2: Женщинам – летчицам, героям Великой Отечественной войны, посвящается.

«Священная война» сл.  Муз. Лебедева – Кумача.

Ведущий 2: В 1941 г. – в самый первый год войны – вражеская авиация проникла в глубь нашей страны на 800-1200 километров. В Саратове сосредоточились важные объекты стратегического и народно-хозяйственного значения: заводы – нефтеперерабатывающий, авиационный, подшипниковый. Сюда переместилась значительная часть производства страны. Мишенью №1 у фашистов был наш Саратовский железнодорожный мост через Волгу. У гитлеровцев был готов план захвата русских городов: 25 августа – Сталинград, 15 сентября – Саратов. Все силы страны были брошены на оборону. 9 сентября в области было введено военное положение. Саратовская область стала прифронтовой.

Голос диктора: В связи с большими потерями на фронтах и необходимостью охраны тыловых объектов от налетов вражеской авиации Государственный комитет Обороны постановил: массово принимать на службу в войска противовоздушной обороны страны женщин – бойцов.

«Вставай, страна огромная»

Марина Раскова: Говорят, что возраст человека измеряется не количеством прожитых лет, а количеством сделанных дел. И это, пожалуй, верно. Иной человек и за всю жизнь не сделает столько, сколько сделала Марина Раскова за свою короткую жизнь – 30 лет.

Все окружающие предсказывали ей судьбу певицы, пианистки, а она неожиданно для всех, да и для самой себя заболела авиацией и стала штурманом. Упорная учеба в Военно-воздушной академии, изучение аэронавигации, радиоэлектроники, топографии, метеорологии, высшей математики, аэродинамики, позволила ей в 23 года стать не только штурманом, но и преподавателем академии.

24 сентября 1938 года старший лейтенант Раскова в команде с капитаном Гризодубовой и капитаном Осипенко совершили первый беспосадочный перелет через Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». Этот перелет прославил их и Родину, сделал девушек известными во всем мире, за этот перелет они были удостоены звания Героя Советского Союза.

В сентябре 1941 года Марина Раскова добровольно взвалила на свои плечи трудную задачу – сформировать три женских полка. Многие авиационные командиры не верили в успех дела. Но Раскову это не остановило.

Ведущий 1: В войска противовоздушной обороны в 1942 – 1943 годах добровольно пришло около 350 тысяч комсомолок.

Мы почувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

                О. Бергольц

В воздушных боях отличились летчицы авиационных полков, сформированных в Саратовской области зимой 1941-42 годов Марией Михайловной Расковой. В мае 1942 года вылетел на фронт 588 полк ночных бомбардировщиков. Он принимал участие в Сталинградской битве, в сражениях на Кавказе, в Белоруссии, в Польше. Полк был награжден орденом Красного знамени и Суворова III степени. Полк дал стране 23 героя Советского Союза. Мария Михайловна Раскова  и вместе с ней весь экипаж самолета, на борту которого находилось все командование полка, трагически погибли  4 января 1943 года недалеко от станции Жасминная близ Саратова при исполнении служебных обязанностей. На месте гибели Расковой установлен памятник. Похоронена она у Кремлевской стены на Красной Площади. Именем Расковой названа улица в Саратове, ей поставлен памятник.

Ведущий 2: Женщины, девушки, совсем еще молоденькие девчонки пришли воевать против фашистской Германии. Одним из образцов самоотверженности ради Родины является наша землячка Ольга Тимофеевна Голубева – Терес. Ольга Тимофеевна в годы Великой Отечественной войны была штурманом женского полка ночных бомбардировщиков. Совершила 600 боевых  вылетов на бомбежку противника и на разведку. Её боевые награды: 4 ордена и 18 медалей. Она является  членом Президиума Совета ветеранов войны и труда, председателем областной комиссии по патриотическому воспитанию молодежи.  После войны Ольга Тимофеевна  написала книги воспоминаний о тех страшных днях войны, и о своих боевых подругах.

Ольга Голубева:  Я приехала в Энгельс в декабре 1941 года убежав с военно– санитарного поезда.

– Ты кто? – спросила Раскова?.

Я подала ей увольнительную, срок которой истек уже десять дней назад..

Она повертела мою бумажку и с недоумением уставилась на меня.

– Дезертир?!

– Ну что вы! Я же не домой. Я в женскую часть хочу!

Раскова задумчиво смотрела на меня, семнадцатилетнюю девочку, маленькую, растерянную. Вздохнула:

– Ох, девчонки, девчонки…

Подумала.

– Вот что, кто бы тебя не спрашивал, всем говори, что документы отдала мне. Никому не смей говорить, что ты сбежала… Ни-ко-му! Ну, а что ты можешь делать?

Я чуть не ляпнула: «Танцевать, стихи читать…» Я же собиралась стать актрисой. Но вовремя спохватилась: ведь война!

Вспомнила разговор у входа в штаб, выпалила:

-Электриком могу! У меня по физике всегда «пять» было.

Раскова рассмеялась:

– Ну, прям профессор! Иди! Учись!

Ведущий 1: Каждую ночь они садились в свои легкокрылые ПО-2, и летели бомбить фашистов. Они наводили страх на немцев. Враги называли их «Ночные ведьмы». 600 боевых вылетов сделала штурман Оля Голубева, имеет боевые награды. Но на земле все они оставались простыми девчонками…

Ведущий 2: Кого только не привела судьба в военную часть. Это были и уже опаленные войной летчицы. Жены, проводившие на фронт любимых. Матери, оставившие своих малышей бабушкам. И совсем юные, домашние девочки, вчерашние школьницы, только что оторвавшиеся от маминого тепла. Серьезные и хохотушки, нежные и суровые. Все они должны были стать солдатами.

Воинский порядок, строгая дисциплина – это первое, с чем пришлось столкнуться.

В парикмахерской некоторые сидели с трагическим видом. Ножницы безжалостно отхватывали косы. Ворохом лежали они на полу – белокурые, русые, каштановые, черные… Смешивались и сбивались в войлок. Многие девчата стали похожи на мальчишек. У каждой сразу поубавилось росту. Но все подтрунивали друг над другом, шутили, хотя в смехе этом слышалось и сожаление об утраченных локонах, и печаль о том, что теперь всегда осталось в беззаботном прошлом.

Много огорчений доставила и форма: гимнастерки, брюки, мужское белье, кирзовые сапоги и портянки. Все было велико. Одну шинель можно было одеть на двоих и застегнуть на все крючки. Самые маленькие сапоги сорокового размера! Но девушки есть девушки. Раздобыли ножницы, нитки, иголки и принялись за работу. Что-то ушили, что-то перекроили, отрезали.

Ведущий 1: И радовались шляпкам тем девчата

В шинелях и тяжелых сапогах.

Они, поправ достоинство солдата

Вертели шляпки легкие в руках.

И в зеркала разбитые смотрелись,

И так легко смеялись зеркала!

И этой вечной женственности прелесть

В те дни неповторимою была

                                Я.Сашин

Ведущий 2: Занятия шли в лихорадочном темпе. 5 часов 30 минут утра. Подъем. Десять минут на туалет – и в строй. До завтрака изучение телеграфной азбуки. После завтрака садились за книги, тетради, географические карты. От строевых упражнений гудели ноги, ломило поясницу. Девушек учили многому. Как складывать на ночь белье, чтобы быстро одеться по тревоге, как начищать сапоги, пуговицы, наматывать портянки. Как орудовать отверткой и ключами, исправлять поломки в самолете.

Это только поначалу было трудно понять, что в армии нет мелочей.

Вера Маменко, механик самолета в экипаже О.Голубевой.

 

Ведущий 1: Зима 1941 – 42  годов была суровой, с сильными морозами и ветрами. Соответствующего обмундирования, техники и вооружения еще не имели, а потому на аэродроме мерзли отчаянно. Но не ныли девочки. Мало того, они нарочно приучались работать без перчаток: разбирали, чистили и проверяли пулеметы. Молодость помогала преодолевать непреодолимое. Когда гайка упрямо не становилась на свое место, срывалась и падала, в 40-градусный мороз «технарь» плевала на кончик пальца – и гайка примерзала. Одно небольшое движение – и она попадает на нарезку болта. Остальное доворачивается ключом. Палец ломит от боли, но сейчас не до этого: главное, что самолет готов к вылету. Удивительно, что почти никто не простужался и не болел: полковому врачу делать было нечего.

Кадры воздушного боя

Ведущий 2: Пехотинцы на фронте называли на ПО-2 ласково: кукурузник. Немцы же, насмехаясь. Называли наш самолет «рус-фанер» – деревянная авиация с полотняными крыльями, со скоростью 100 – 120 километров в час, со звуком мотора похожим на тарахтенье мотоцикла. Сначала у наших девчонок не было опыта ночных полетов. Они часто попадали под зенитный огонь. У них не было ракет и светящихся авиабомб, а мелкие бомбы, насыпанные в кабины самолетов, они сбрасывали просто руками.

Но очень скоро нашлись умельцы, которые превратили фанерный самолет в грозное оружие. На ПО-2 установили прицелы для бомбометания. Под нижними крыльями сделали бомбодержатели, куда подвешивали бомбы. На борту кабины появился пулемет.

Пусть наш ПО-2 склеен из полотна и фанеры, но он легок, может где угодно сесть и откуда угодно взлететь. Именно маленькая скорость позволяла бомбить с точностью и не снившейся тяжелому бомбардировщику.

При наступлении темноты ПО-2 вылетали один за другим с интервалом в три минуты. Всю ночь, с заката до рассвета они висели над головами врага. Бомбили немецкие аэродромы, переправы, железнодорожные станции…

Каждую ночь9-10 часов в воздухе. Один маленький ПО-2 за ночь сбрасывал около полутора тонн бомб. Выходных на войне не было. Разве что если туман или метель…

Наши ПО-2 допекли немцев. Пришел конец их терпению. Фашистское командование издало приказ о формировании подразделений ночных истребителей специально для борьбы с «рус-фанер». Каждому, кто собьет ПО-2, обещали «Железный крест» и краткосрочный отпуск домой.

Началась настоящая охота на «ночных ведьм», как фашисты прозвали наших летчиц.

Ведущая 1: Литвяк Лилия – Герой Советского Союза. Ей принадлежит рекорд по числу сбитых самолетов в боях Великой Отечественной войны среди женщин пилотов. Ею уничтожено 14 самолетов противника и аэростат.

Лиля Литвяк: Тоненькая, изящная, в мягких хромовых сапожках. Военная форма тщательно подогнанная по фигуре, сидела на ней безукоризненно. Светлые волосы крупной волной падают из-под пилотки, сдвинутой слегка набок. Артистка, а не летчица.

Каждый вечер, задолго до наступления темноты немцы поднимали в небо продолговатый аэростат, который несколько часов висел в воздухе и засекал наши огневые точки и все перемещения советских войск. Истребители вылетали, но уничтожить его не могли, аэростат тщательно охранялся зенитными установками немцев.

Ведущий 2: Выполнять сложное задание по ликвидации аэростата Лиле пришлось одной.

Немцам не приходило в голову, что одинокий самолет, летящий над самой землей, далеко от передовых позиций может быть советским. На всякий случай, время от времени Лиля меняла курс, чтобы запутать след. Наконец она развернулась на 180 градусов и пошла прямым курсом на аэростат. Подойдя к нему совсем близко, она резко взмыла свечой кверху, и уже не страшась никакого обстрела, на глазах у немцев атаковала его, выпустив по «колбасе» длинную очередь из пулеметов и пушки. От «колбасы» отлетел в сторону большой кусок.

После выполнения этого задания пришел приказ о награждении Лилии Литвяк Орденом Красного Знамени.

В небе Донбасса шли жестокие бои. Нашим истребителям приходилось летать непрерывно, целыми ночами.

К концу июля количество вражеских самолетов, сбитых Лилей, увеличилось до двенадцати. Лиля, осунувшаяся и похудевшая, казалось не знала усталости. Каждый раз, видя черную свастику на борту фашистского самолета, в ее сердце закипала ненависть, ей казалось, что именно в этом самолете сидит тот летчик, который убил ее друзей-однополчан.

Погибла Лиля в 1943 году, освобождая Донбасс, сражаясь одна против трех немецких истребителей «фоккеров».

Много их – этих девушек милых,

Добровольцев Великой войны –

Похоронены в братских могилах.

Под широким крылом тишины.

«Журавли» ст.Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля.

Ведущий 1: Хомякова Валерия – летчица 586 женского истребительного авиаполка ПВО – в ночь с 24 на 25 сентября 1942 года она сбила самолет противника над Саратовом.

Лера Хомякова: Заявление. Очень прошу зачислить меня в ряды Красной Армии и послать на фронт. Летное дело я очень люблю и заверяю Вас, что все силы положу на то, чтобы выполнить возложенное на меня задание командования по защите моей любимой Родины.

Бескрайняя степь. Два деревянных домика, продуваемых степными ветрами, двухэтажные нары, спальные мешки, набитые соломой. Посередине – печурка-плита. Грела она, пока в ней поддерживали огонь. Стоило огню погаснуть – ветер гудел в щелях. Вокруг печурки грели одежду, промокшую во время работы на аэродроме.

Ведущий 2: Вся ответственность по охране Саратова и железнодорожного моста через Волгу легла на вторую эскадрилью.

Фашистская авиация усилила натиск на Саратов. Немецкие бомбардировщики шли эшелонами и поодиночке. Враг рвался к железнодорожному мосту через Волгу.

24 сентября 1942 года 21 час 40 минут. Командир полка принимает донесение: «К Саратову идет большая группа Ю-88»

Взлетает красная ракета – разрешение на взлет первой готовности, и в небе 2 истребителя. Бухают зенитки, сотрясая воздух и землю. По ночному небу выплескивают свой яркий свет прожектора.

Вот три луча соединились в один сноп, и в точке их пересечения заметался силуэт «Юнкерса».

И сейчас же к «Юнкерсу» полетела трассирующая лента снарядов. Противник не сдается – отстреливается. И вновь трасса снарядов настигает врага. Потом еще и еще – до тех пор, пока дымовой шлейф не потянулся за вражеским самолетом.

За этим поединком наблюдали военные на аэродроме и жители Саратова и Энгельса. Но кто этот ас, который не дал гитлеровцу сбросить разрушительный груз на мирных жителей?

Из землянки КП выскакивает связная и взволнованно сообщает: «Посты доложили, что «Юнкерс» упал южнее железнодорожного моста и подорвался на собственных бомбах. Из дивизии по радио сообщили всем полкам: «Юнкерс» сбит Хомяковой».

Это был воздушный бой, победителем которого впервые в мире стала женщина, летчик – истребитель Валерия Дмитриевна Хомякова. За эту победу Валерии Хомяковой было присвоено звание старшего сержанта и представили к ордену Красного Знамени.

История навсегда запомнила имена девушек, женщин, отважных летчиц, грозных «Ночных ведьм»:

– Рачкевич Евдокия Яковлевна, коммисар 46 гвардейского полка;

– Бершанская Евдокия Давыдовна – командир полка ночных бомбардировщиков;

– Рябова Екатерина – Герой Советского Союза, штурман эскадрильи;

– Харитонова Рая – механик самолета;

– Худякова Антонина – Герой Советского Союза, за годы войны сделала 900 боевых вылетов;

– Ульяненко Нина – Герой Советского Союза;

– Смирнова Мария – Герой Советского Союза;

– Пасько Евдокия – Герой Советского Союза;

-Жигуленко Евгения – Герой Советского Союза, автор художественного фильма «В небе ночные ведьмы».

И еще многие, многие другие, вчера еще молодые, беззаботные, веселые девчонки.

А внуки не знают,

Как было им страшно,

Девчонкам вчерашним,

Когда в них стреляли

В упор «Мессершмитты».

И.Резник.

 

Ведущая 2: Ольга Тимофеевна Голубева – Терес прожила долгую жизнь. Из океана боли, страха и жестокости она вышла, сохранив честность и гордость, чтобы передать эти качества детям и внукам, следующим поколениям. Она издала две книги воспоминаний о нелегких военных годах. «Птицы в синей вышине» – 2000 года выпуска, «Я расскажу вам о войне…» – 2004 года.

В них она рассказала сегодняшним молодым о том, ради чего погибали в небе войны молодые, красивые, умные ее подруги. Эта память – наш долг. Долг перед прошлым, долг перед будущим.

Чем дальше мы уходим от войны

И нас с тобою тишина объемлет,

Тем все сильней и явственней слышны

Ее раскаты, вздыбившие землю.

Чем дальше мы уходим от войны

И чем спокойнее синие закаты,

Тем резче нам в закатной мгле видны.

Огнем войны обугленные хаты.

Чем дальше мы уходим от войны

И четче обнажаются вершины,

Тем полнозвучней голос тишины,

Тем все понятней, что мы совершили.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять