Адвокат человечности

7 февраля исполнилось 210 лет со дня рождения Чарльза Диккенса.
Символ викторианской культуры, мечтатель и гуманист, новатор и тонкий стилист, поэт и репортёр, проповедник деятельной доброты и светлой веры в чудо, создатель традиции рождественской прозы и величайшей из литературных загадок – «Тайны Эдвина Друда». Всё это – Диккенс.
Если бы среди французских авторов искать какие-то аналогии, то, нужно сложить моральный авторитет Виктора Гюго, политические заявления Эмиля Золя, работоспособность и популярность Александра Дюма и многолюдность романов Оноре де Бальзака, вот тогда получится что-то вроде Чарльза Диккенса. Диккенс писал свои романы порциями, сейчас бы сказали сериями, и издавал отдельными номерами, таков был принцип его письма.
Чарльз родился в многодетной семье чиновника военно-морской базы Джона Диккенса. Отец будущего писателя так и не научился жить по средствам, поэтому в молодости вместе с женой угодил в долговую тюрьму. Десятилетнему мальчику пришлось устроиться на гуталиновую фабрику, чтобы хоть как-то помочь семье. В будни он жил на работе, а на выходных отправлялся к родителям в долговую тюрьму. Семья смогла рассчитаться с долгами в 1827 году благодаря наследству умершей родственницы. В скромной лондонской школе Диккенс проучился недолго: отец снова влез в долги и не мог платить за обучение. В 15 лет Чарльз завершил учебу и мать устроила его младшим клерком в адвокатскую контору. После школы Диккенс загорелся желанием стать актером. Но в это время ему подвернулась возможность стать стенографистом в маленькой газете, затем репортёром в газете побольше, поэтому о карьере актера пришлось забыть.
Взрослея в тяжелых условиях, Диккенс был очень наблюдательным и многие воспоминания перенес в свои книги.
По мнению Федора Достоевского, Диккенс представлял собой настоящего мастера, наиболее реалистично показывающего  современную ему действительность. Творческая биография прозаика началась с романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который он выпустил в 1837-м. Книга состоит из жанровых зарисовок, посвященных особенностям жителей туманного Альбиона, их добродушию и живому нраву. Работы молодого автора читались легко, дышали оптимизмом и этим привлекали многочисленных любителей чтения.
Чарльз Диккенс любил всех героев даже самых нелепых. В 1838 году Диккенс написал свой первый настоящий роман  — «Оливер Твист». Часто он работал до поздней ночи, увлеченный судьбой героев. Он не мог относиться с холодной объективностью к созданиям своей фантазии, это были для него живые люди. Сидя один в комнате, он громко хохотал над их комическими приключениями или обливался слезами при их несчастьях, – понятно, насколько такое нервное напряжение должно было утомлять его. Осенью и зимой 1840 года Диккенс был занят романом «Лавка древностей», герои которого также казались ему настоящими людьми. Писатель даже признавался, что слышит их голоса, прежде чем записывать монологи. А маленькая героиня Нелли и вовсе мерещилась ему рядом.

В детстве Диккенс часто приходил в тюрьму к родителям, наблюдал за жизнью заключённых. Много лет спустя, во время путешествий, он продолжил посещать места лишения свободы и описывать свои наблюдения. Особенно его возмутили плохие условия содержания пленников в Нью-Йорке и Филадельфии: “За обедом я высказал директорам тюрьмы, какое ужасное впечатление произвел на меня ее осмотр. Я спросил, достаточно ли они знакомы с человеческой душой, чтобы понимать, что делают с ней. Я заявил им, что считаю долгосрочное одиночное заключение ничем не оправдываемой жестокостью. Они выслушали меня совершенно равнодушно», — писал Диккенс. Ужасные условия Ньюгейтской тюрьмы в Лондоне автор описал в «Очерках Боза», «Оливере Твисте» и «Барнеби Радж». Путешествуя по Италии, он замечал, что «нельзя говорить о живописных видах, когда перед глазами стоит вся эта масса жалких, полунагих, голодных, грязных, изъеденных паразитами людей».

Детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях. Детство всегда интересовало Диккенса как психологическая, нравственная и, конечно, социальная проблема. Одним из первых реалистов он раскрыл читателю мир детской души, психологию подростка. Диккенс видел и знал, что дети, живущие в обществе, где царит неравенство, нищета, невежество, эгоизм и стяжательство, где верхи общества попирают права и человеческое достоинство народа, так же подвержены уродливому влиянию, как взрослые. В его романах мы встречаем детей и подростков, испорченных жестокостью, плохим воспитанием, лицемерием, бесправием. По этой же причине он сознательно изображает ребенка как жертву прежде всего общественного зла.
Он был всецело вовлечен в дела и судьбы людей и умел вовлекать в них читателя. Главное  Чарльзе Диккенсе — глубоко прочувствованный, деятельный и могучий гуманизм. Он беспределен, как беспределен мир его образов. Он обладал даром видеть то, что не очевидно на первый взгляд. Но, увидев сам, он помогал это увидеть другим.
#ф1библиотекибалашова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять