Мастер исторического портрета /к 175-летию В.И. Сурикова/

Одной из самых ярких и неповторимых страниц в истории русской живописи стало творчество Василия Ивановича Сурикова. Этого всемирно известного исторического живописца не случайно называют гениальным ясновидцем минувших эпох. Художник обладал редчайшим даром прозрения и сумел в своих грандиозных полотнах установить таинственную связь между днём нынешним и ушедшим в вечность.

24 января со дня рождения Василия Сурикова исполнилось 175 лет. К этому юбилею в читальном зале Центральной городской библиотеки развёрнута книжно-иллюстративная выставка-галерея «Мастер исторического портрета», где представлена литература о жизни и творчестве художника.
Родился Суриков в 1848 году в Красноярске в семье потомственных сибирских казаков. Детство художника прошло в селе Сухой Бузим, среди суровой природы и сильных людских характеров. Он рано проявил интерес и незаурядные способности к рисованию. Благодаря случаю и меценатской помощи в 1868 году юноша приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Его главным учителем был П. Чистяков, умевший в каждом из своих воспитанников выявить и взрастить основное свойство таланта – индивидуальность.
После окончания Академии в 1875 году, став «вольным» художником, Василий Суриков получает заказ на роспись хоров только что построенного Храма Христа Спасителя в Москве. Для исполнения заказа весной 1877 года он переезжает в Москву, и отныне вся его жизнь будет неотделима от древней российской столицы.
Москва стала тем местом, где сформировался творческий стиль художника: здесь определилось историческое видение Сурикова, его темы и образы. 1 марта 1881 года молодой и никому ещё не известный живописец выставил в Петербурге на девятой передвижной выставке своё полотно «Утро стрелецкой казни», имевшее оглушительный успех, заявившее о таланте сильном и самобытном. Эту первую крупную работу Сурикова немедленно купил сам Третьяков – об этой чести многие художники мечтали годами.
Вслед за этим Василий Иванович создаёт не менее известную картину «Меншиков в Берёзове» (1883 г.), задумывает, но осуществляет только в 1887 году работу «Боярыня Морозова». К этой картине художник готовился долго и тщательно. В итоге «Боярыня Морозова» стала центральной картиной, в полную мощь выразившей мастерство и художественные возможности живописца.
Лейтмотивом творчества Василия Сурикова стало осмысление роковых, переломных периодов русской истории, создание ярких национальных характеров, изображение великой народной драмы сквозь призму личной трагедии. Он показал, как русский человек умеет стоять – стоять до конца, до последней грани, до последнего предела. Художник впервые придал исторической картине глубокое чувство подлинной древности, а психологическую силу сочетал с лиризмом.
Тему знаменательных событий отечественной истории, патриотизма Суриков также отобразил в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Степан Разин» (1907). Их главные герои – по-прежнему русские люди, солдаты, казаки.
Среди монументальных работ мастера особняком стоит картина «Взятие снежного городка» (1891). Её нельзя в полную меру причислить к историческим произведениям. Она единственная, обращённая к реалиям современного сибирского быта, изображающая удалую народную игру, бытовавшую в Сибири с далёких времён. Это единственное полотно, где нет трагических коллизий, где смеются все лица, звучно и открыто горят краски.
В 1893 году В.И. Суриков становится действительным членом Академии художеств, а с 1895 года – академиком.
Помимо масштабных эпических полотен Василий Иванович с успехом писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.  В последние годы жизни художник много работал как портретист. Лучшие портреты Сурикова отличаются безыскусственностью и отсутствием какой-либо позы. Это были портреты для души. Ярчайший пример – очень личный портрет старшей дочери художника Ольги с куклой в руке (1888).
Суриковские портреты современниц являются воплощением своеобразного идеала женской русской национальной красоты. «Женские лица я очень любил, не порченные ничем, нетронутые», – говорил художник. Он называет свои портреты «Сибирячка» (1900), «Горожанка» (1902), «Сибирская красавица» (1891), «Казачка» (1898), тем самым подчёркивая обобщённый характер создаваемых образов.
Обратившись к размещённым на нашей выставке изданиям, можно узнать много интересных фактов из биографии Василия Ивановича Сурикова, найти необходимые сведения, раскрывающие особенности его творческого наследия, знакомящие с историей создания им знаменитых картин.
Всех желающих ознакомиться с книжной выставкой «Мастер исторического портрета» приглашаем посетить читальный зал Центральной городской библиотеки.
С.В. Лещёва, сотрудник отдела обслуживания Центральной городской библиотеки.
#цб_библиотекибалашова #выставки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять