«Совесть Европы» к 155-летию со дня рождения французского писателя Ромена Роллана.

29 января 1866 г., 155 лет назад родился Ромен Роллан – французский писатель и публицист, общественный деятель, учёный-музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года.
«… Меня формировали не столько дух и искусство какой-либо одной нации, сколько те учителя, которых я свободно выбирал себе во «всемирной литературе». Начиная с детства, настоящей моей школой была не школа в собственном смысле слова — коллеж, лицей и т. д. (там я скорей учился познавать «людские слабости»),— а библиотека моего деда. Я там еще до пятнадцатилетнего возраста питался Корнелем, Шиллером и Шекспиром. Добавлю к этому «Дон-Кихота», «Гулливера» и «Тысячу и одну ночь». А над моим пианино вставал хоровод примирившихся теней: Моцарт, Бетховен, Беллини и Россини. Впоследствии этот хоровод стал шире»
Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.
Роллан защитил диссертацию об истоках европейской оперы и начал вести в Сорбонне курс истории музыки, впервые включенный в учебный план старейшего французского университета.
К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).

Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки на парижских сценах цикла пьес «Театр революции» – четырех его драм, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902).
И в наше время популярны написанные Роллана беллетризованные жизнеописания Микеланджело (1907), Л. Толстого (1911), М. Ганди (1923), Бетховена (1928-1944).

Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Роллан получил в основном благодаря «Жан-Кристофу» «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г.

С 1932 года – Иностранный почётный член Академии Наук СССР.

Фаина Раневская в своей книге «Моя жизнь» описала такой случай: «Однажды в Советский Союз приехал Ромен Роллан, Горький на своей даче показал ему фильм «Пышка». Просматривая тот эпизод, в котором госпожа Луазо отчитывает Пышку, Роллан даже подскочил на стуле от восторга, пораженный моей артикуляцией. Дело в том, что он по губам понял что я проговаривала свою роль по-французски. Роллан расхвалил «Пышку» во Франции, картина была закуплена французами для показа и прошла там с большим успехом».
Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» (1904—1912), состоящий из 10 книг. Этот роман завоевал неожиданно широкое признание и принёс автору мировую славу. Он переведён на десятки иностранных языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан.
«Жан-Кристоф» необычен уже самим замыслом. Это — повествование о жизни гениального музыканта, от рождения и до смерти. Роман необычен и по своей структуре: никакой романической интриги, мало внешних событий, но зато много размышлений, страницы лирической прозы, чередуются с публицистикой. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река». Каждая из трех частей этого романа носит завершенный характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность.
Сам Роллан определял «Жан-Кристофа» как «фреску», «роман-поэму», «эпопею», «героическую песнь», «эпический роман». Писателю был дорог высокий поэтический строй романа, выражавший его обращенность в будущее.

Сразу по завершении своего труда в 1913 году Ромен Роллан получил (несмотря на сопротивление со стороны литературных реакционеров) Большую премию Французской Академии, а еще раньше — орден Почетного легиона. «Жан-Кристоф» был воспринят и осознан как общественное событие, вошел в круг литературных произведений, определивших лицо художественной культуры XX века. Стоит задуматься над причинами этого успеха.

2 марта 1978 году состоялась премьера – французское телевидение показало девятисерийный фильм «Жан-Кристоф», сделанный с несомненным профессиональным умением (режиссер Франсуа Виллерс). Этот фильм был показан и в Советском Союзе.
Повесть «Кола Брюньон» (1918) стала ещё одной попыткой соединить мечту и действие. В отличии от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой. Это веселая повесть о народном умельце. В этой повести автор обращается к эпохе Возрождения, а местом действия стала Бургундия, малая родина писателя. Кола Брюньон — главный герой повести, никогда не унывающий весельчак и балагур. Веселый и талантливый резчик по дереву Кола обладает редким даром – он умеет получать удовольствие от всего, что делает, одинаково наслаждается трудом, вином, едой и другими радостями. Чувство юмора и философское отношение к жизни помогают Кола Брюньону переживать все невзгоды и трудности.
«Для меня все просто. Одна из лучших книг на свете 🙂 Как мягкой лапкой по душе. И сразу плакать от счастья хочется, что рождаются люди, способные создать такие замечательные вещи… и жить – сильно-сильно, часто-часто. Словно долго болел и выздоровел, тонул, но добрые люди вытащили…» Источник

После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман широкого эпического размаха «Очарованная душа» (1922—1923), в котором Роллан переходит к социальным темам. Героиня этого романа — сильная женщина, преодолевающая невзгоды – все, как в жизни. Любовь, разочарование, ребенок, разорение, бедность, постоянный труд, чтобы выжить, и постоянное внутреннее самосовершенствование.
Это обычная история об обычных людях и в то же время – срез целой эпохи. Действие романа происходит с 1900 года до первой половины 30 –х годов – тут и первая мировая, и беспорядки в Париже, и отголоски нашей революции. Но автор описывает не конкретные исторические события, а чувства людей, переживающих эти события, живущих обычной жизнью.
«Каково бы ни было это произведение, оно – музыка»,- писал Роллан об «Очарованной душе» и размышлял о нем как о симфонии, в которой «сливаются лейтмотивы», «переплетаются музыкальные фразы», звучат «мелодии». Ромен Роллан «слышал» свое творение и звал читателя прислушаться к нему.
«Мир таков, как он есть. И я тоже такая, как есть. Пусть он меня потерпит! Ведь я-то его терплю!»

В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.

В годы войны жил в оккупированном французском городе Везле, где продолжал литературную деятельность, закончил многолетнее исследование о Бетховене. 31 декабря 1944 года телеграф и радио разнесли всему миру скорбную весть о смерти от туберкулеза великого писателя Ромена Роллана.

Обзор подготовила библиотекарь филиала №1 Блохина Л.В.
#ф1библиотекибалашова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.