«Вкус восточной мудрости» — Обзор
В феврале 2021 года исполнилось 580 лет со дня рождения Алишера Навои́ ( 1441 — 1501 ) — тюркского поэта, государственного деятеля средневекового Востока.
Алишер Навои писал на двух языках – тюркском под псевдонимом Навои (мелодичный) и фарси (персидском) под псевдонимом Фани (бренный).
Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии. Он жил в XVI веке, но его афоризмы, произведения до сих пор не утратили своей актуальности.
Этого человека многие народы Центральной Азии считают своим земляком, относятся к нему с глубоким уважением. В советской и российской историографии Навои считали узбекским поэтом.
Знаете ли вы, что памятники Навои украшают не только узбекские города Ташкент, Самарканд, Навои, Гулистан, Термез, но Токио, Баку, Москву, Душанбе и Вашингтон?
Его полное имя – Низомиддин Мир Алишер. Он родился 9 февраля 1441 года в Герате. В тот период именно Герат считался столицей провинции Хорасан государства, основателем которого стал Амир Тимур.
Алишер был сыном высокопоставленного чиновника, жил вместе со своим отцом во дворце правителя Хорасана.
Способности к творчеству у Навои проявились рано.Учителем способного юноши был суфий Джами, известный персидский поэт, увлекающийся мистицизмом. В течении трех лет, с 1466 по 1469 год, юный поэт учился в медресе других городов – Мешхеда и Самарканда.
В Самарканде он занимался изучением многих наук – логики, математики, философии.
Когда в родном Герате произошла перестановка во власти, престол Хорасана занял Хусейн Байкара, Навои вернулся сюда. По приглашению султана Хусейна он занял должность визиря, с 1472 года стал носить титул эмира. Так у молодого султана появился верный соратник, который оказывал ему поддержку при проведении многих реформ.
В его поэтическом творчестве наибольшую популярность имеет книга «Хамса», которую еще называют «Пятерицей», состоящей из пяти поэм. Это произведение является данью уважения к Низами Гянджеви, персидскому поэту, написавшему свою «Пятерицу» за несколько веков до Алишера.
В «Пятерицу» Навои включил поэмы «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Фархад и Ширин», «Стена Искандера», «Смятение праведных». «Смятение праведных»по тематике является социально-философским произведением. Навои поднимает множество проблем, от которых страдают простые граждане государства. Он говорит о произволе знатных людей, феодальных войнах, угнетении малоимущих, оценивает эти явления с точки зрения морали порядочного человека.
Через год Навои стал автором двух романтических поэм – «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». Он создал эти произведения по мотивам народных сказаний. Здесь автор воспел высокие чувства, затронул множество проблем – говорил о религии, социальном неравенстве, бедности. В четвертой поэте «Семь планет» поэт в завуалированной форме критикует некоторых представителей Тимуридов.
В «Стене Искандера» Алишер рассказывает читателям об Александре Македонском, его жизни и завоеваниях. Полководец был известен на востоке под другим именем, его называли Искандер Зулькарнайн. После «Пятерицы» литератор занялся историческими и биографическими трудами. Он стал автором «Истории пророков и мудрецов», «Истории иранских царей».
Его сборник «Сокровищница мысли» создан из четырех циклов – «Чудес детства», «Редкости юности», «Диковин средних лет», «Назиданий старости». Здесь более 2600 газелей, представляющий яркий образец лирики выдающегося поэта. Здесь много цитат, афоризмов, крылатых выражений.
Газели Навои кратки, но удивительно образны.
Примечательно, что у поэта, принявшего добровольную аскезу, никогда не было жены и детей. Но в молодости он мечтал о семье, а все свои силы бросил на карьерный рост. Народные сказания гласят, что в юности поэт со своим знатным другом Байкарой любили одну девушку Гули. Алишер, очень чуткий, высоконравственный человек, сам, без какого-либо давления со стороны, попросил красавицу стать женой его друга.
О Навои сказано и написано много. Его жизнь и творчество — предмет научных изысканий и вдохновения для многих поколений ученых и мастеров самых разных искусств и в самых разных странах.
Прикоснуться к мудрости этого человека просто, — прочитайте его книги.