Славянских букв святая вязь /информационное сообщение ко Дню славянской письменности и культуры/ «В начале было Слово…»

Именно эта запевная, воистину красная строка из Евангелия от Иоанна была избрана девизом для Международного праздника славянской письменности и культуры. Избрана не случайно, ибо СЛОВО – устное, а более того письменное – обладает чудодейственной силой: оно разделяет и объединяет, создаёт и разрушает, убивает и спасает – всё зависит от того, из-под какой руки, из чьих уст, героя или злодея, является в мир. И каждый из нас должен об этом помнить, поскольку СЛОВО – мудрость человечества и его будущее. Поскольку только над Словом не властно Время и Пространство. Более 30 лет назад в нашей стране была возрождена прекрасная традиция – ежегодно величать славянское слово. С 1991 года День славянской письменности и культуры официально отмечается в России 24 мая, когда церковью вспоминаются «иже во святых равноапостольные Кирилл и Мефодий», учители Словенские, подарившие славянам письмена и первые книги. Этой дате посвящена организованная в читальном зале Центральной городской библиотеки книжная выставка-праздник «Славянских букв святая вязь». Материалы выставки дают возможность узнать, кто же они, Кирилл и Мефодий, кого история поставила в ряд великих сынов человечества и чей подвиг церковь оценила равным апостольскому. Более 11 веков отделяют нас от того времени, когда жили, творили свой духовный подвиг великие просветители славянского мира. Братья – старший Мефодий и младший Константин (перед смертью принявший монашеский сан и имя Кирилл) – родились в македонском городе Солуни (ныне – Салоники) в семье крупного военачальника. Оба брата получили по тем временам исключительно высокое и разностороннее образование. В жизни солунские братья прекрасно дополняли друг друга. Константин хорошо владел греческим, латинским, славянским, еврейским и арабским языками. Начитанность, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания – всё это помогло ему успешно вести просветительскую работу среди славян. Ему дали почётное прозвище – Философ. Мефодий рано поступил на военную службу, в течение десяти лет служил управителем одной из областей Византии, затем был игуменом монастыря Полихрон. Сотворение славянских письмен относится к 863 году. В то время славяне были «некнижная чадь», т.е. у них не было своего алфавита. В Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг – древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. Они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык вечные книги Ветхого и Нового заветов. Начав создавать письменность Константин и Мефодий решили сразу – буквы будут в их азбуке красивые. Рука человека должна ходить без устали, легко. Чудо создания славянских букв остаётся тайной. Считается, что они имеют божественное происхождение, чем и было обусловлено право на перевод Библии. Впервые в Европе слово святого Евангелия зазвучало на живом языке, понятном народу. Появился ещё один книжно-письменный язык. Славянский! Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг и, вооружившись азбукой и книгами, направились в Моравию, где и развернули свою деятельность. Они читали привезенные с собой книги, выбирали учеников и обучали славянской азбуке, продолжали переводить греческие труды. Тернистым был жизненный путь самих просветителей и ближайших их учеников, но страдания и труды Первоучителей не пропали даром. Славянский язык восторжествовал. Удобная, простая и естественная азбука из восточных земель Болгарского царства была перенесена к нам, когда крестилась Киевская Русь. Со временем её стали называть в честь великого славянского просветителя кириллицей. Начав своё триумфальное шествие по славянскому миру, славянская азбука и кирилло-мефодиевские книги постепенно получили своё распространение и в Древней Руси. В конце Х века новгородский князь Владимир «Красное Солнышко» вводит письменность на родном славянском языке, открывает первые школы, организовывает переписку книг. Возникают первые рукописные тексты книг, в основном церковного направления, это и «Жития святых», и «Изборник Святослава», знаменитое «Остромирово евангелие», это и наконец всемирно известный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Историки-летописцы Никон и мудрый Нестор создали «Повесть временных лет», записывали старинные предания. Затем получила распространение книга светского и бытового характера. Славянская азбука позволила наряду с книжным словом, развить и другие виды и жанры культуры: это мифы и сказания, это танцевальная и песенная культура, это скоморошество и театральное искусство. «Свет разуменья книжного», зажжённый Кириллом и Мефодием горит до нашего времени. Благодарные потомки в славянских странах ежегодно отмечают день памяти святых. В дореволюционной России торжества в честь авторов первой славянской азбуки проводились с 1862 года. Но эта традиция, просуществовав несколько десятилетий замерла. Прошло немало лет, прежде чем обычай этот возобновился в 1986 году писательской организацией Мурманска. И с той поры Дни славянской письменности и культуры начали широко отмечать во многих крупных российских городах. В мае 1992 года в Москве был открыт памятник отцам славянской письменности святым Кириллу и Мефодию.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять