На холсте – все краски мира /информационное сообщение к 160-летию К.А. Коровина/

5 декабря исполнилось 160 лет со дня рождения крупнейшего русского художника Константина Алексеевича Коровина, являющегося одним из самых талантливых, самых блестящих живописцев конца XIX-начала ХХ века. Будучи разносторонне одарённым, он занимался станковой и монументальной живописью, театрально-декорационным и прикладным искусством, проектировал и оформлял выставочные павильоны, а кроме того был известен как мемуарист и писатель.  Блистательный дар колориста, артистический темперамент, эмоциональность и импульсивность позволили мастеру запечатлеть в своих работах острые, мгновенные впечатления от жизни.

  В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею художника организована книжно-иллюстративная выставка-персоналия «На холсте – все краски мира», где представлена литература, знакомящая с жизнью и творчеством К.А. Коровина.
Родился Константин Коровин в 1861 году в культурной купеческой семье. Его отец получил образование в Московском университете, мать интересовалась искусством, рисовала, играла на арфе. Родители стали первыми учителями Константина, они поддерживали интерес к живописи у него и у старшего брата Сергея.
В 1876 году четырнадцатилетний Константин поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Выбор будущей профессии отчасти был продиктован усложнившимся материальным положением разорившейся семьи. Юноша был принят вначале на архитектурное отделение, но вскоре перешёл на живописное и стал работать в пейзажной мастерской А.К. Саврасова, а с 1882 года – в мастерской В.Д. Поленова. В 1886 году Коровин вышел из Училища со званием «неклассного художника», и с тех пор творчество стало главным в его жизни.
Любовное отношение к русской природе, умение видеть в её скромных пейзажах нежную лирику показало его зрелым мастером огромного дарования: «В лодке» (1887), «Зимой» (1894), «Летом. Сирень» (1895), «Бумажные фонарики» (1898). Ещё в Училище живописи у Константина проявился интерес к импрессионизму, столь созвучному его мироощущению. После поездок в Париж в 1887, 1892-93 годах, он частично перенимает приёмы импрессионистской живописи, связав впоследствии два этапа в истории русского искусства – передвижничество и авангард – и, став одним из основоположников импрессионизма в России. Коровин первый из русских художников стал писать картины целиком на пленэре в свободной импрессионистической манере.
Обратившись к размещённым на выставке изданиям, можно узнать немало интересных фактов из биографии живописца, прожившего жизнь ярко и интенсивно. В молодости он испытал нужду и невзгоды, последние годы провёл вдали от родины и умер на чужбине в бедности и забвении, пережив и талант, и славу. И всё же это был счастливый человек, сказавший однажды: «Я люблю хорошие вещи: искусство, дружбу, солнце». Красивого, весёлого, беспечного, до безрассудства щедрого, доброго Коровина знала и любила вся Москва. У него было множество друзей, и в числе самых близких – Серов и Шаляпин. «Знатоком и вкусителем жизни и природы» называл его А. Бенуа.
Работал Коровин много, увлечённо, с поразительной лёгкостью. Константин Алексеевич писал портреты, пейзажи и декоративные панно, жанровые сцены и натюрморты. Он с успехом пробовал силы в монументальной живописи и архитектуре. В 1890-х годах художник оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.  В 1899 году Коровин, уже имевший значительный опыт театрально-декорационной живописи по Русской частной опере С.И. Мамонтова, был приглашён министерством двора «в качестве театрального художника», а в ноябре 1910 года был назначен «главным декоратором и художником-консультантом императорских Московских театров».
В разные годы и в различных театрах им было оформлено более пятидесяти постановок; в их числе такие замечательные, как «Конёк-Горбунок» (1901), «Золотой петушок» (1909), «Хованщина» (1912) в Московском Большом театре и многие другие.
 С 1901 года Коровин преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где у него было немало учеников. В 1905 году он получил звание академика живописи, будучи к тому времени участником многих художественных, в том числе международных выставок.
В каждой работе мастера, будь то большая картина, эскиз декорации или этюд с натуры, открыто, непосредственно, с замечательной цельностью выступают личность художника, его видение мира, талант, неуёмная радость бытия. «Живопись Коровина,- писал его ученик К. Юон, – образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его манили и ему улыбались все краски мира».
В своём дневнике Константин Коровин как-то заметил: «Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа… нужен свет – больше отрадного, светлого…». И он писал женщин, излучавших обаяние юности и здоровья, приморские кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты, серебристое свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. На нашей выставке расположены репродукции многих известных работ живописца, среди которых «Северная идиллия»(1886), «Париж. Бульвар Капуцинок» (1906), «Балкон в Крыму» (1910), «Две дамы на террасе» (1911), «Гурзуф. Набережная» (1915), «Весна» (1917), портреты Т,С. Любатович, Ф.И. Шаляпина, М.К. Тенишевой и другие.
Приглашаем в Центральную городскую библиотеку всех, кто желает посетить выставку «На холсте – все краски мира» и более подробно познакомиться с искусством К.А. Коровина, которое дарит людям радость познания жизни, правды и красоты.
 С.В. Лещёва, библиотекарь читального зала ЦБ
#цб_библиотекибалашова #выставки #имена

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять