Песня русского сердца: к 135-летию со дня рождения П.В. Орешина.
Мой дом – лохмотья и заплаты,
Косая дверь, окно – как щель,
И сыплется лоскутной ватой
В углу из ящиков постель.
И целый день одно и то же:
Вино да брань, да топот ног…
И диво, как я в детстве прожил
И душу в теле уберег!
Вот такое свидетельство о своем детстве оставил саратовский поэт Петр Васильевич Орешин. В автобиографии он писал: «Родился я в старом Саратове в 1887 году возле Привалова моста, на Никольской улице, в старом полузаброшенном каком-то флигеле. Родители жили тогда очень бедно, а впрочем, не только тогда, но и всю жизнь. Отец мой, Василий Егорович Орешин, вывезенный из деревни на тринадцатом году жизни, был отдан в мануфактурную лавку… Мать, Агафья Петровна, от нищеты шила на базар ситцевые рубашки, по три копейки за штуку, сидя дни и ночи за швейной машинкой, подрабатывая при этом каторжным трудом на кусок черного хлеба…»
Орешины издавна жили в селе Галахове бывшего Аткарского уезда. Трудолюбивый крестьянский их род медленно, но верно, в каждом последующем колене становился беднее. И вот Василий Егорович и Агафья Петровна оказываются в Саратове, где и появляется на свет Петр. О саратовском детстве своем Орешин будет вспоминать неоднократно и в стихах, и в прозе.
Я вырос, как репейник хмурый
На дне оврага, и ручей
Блестел пустой и мутной шкурой
В душе заброшенной моей.
И все же душа поэта тяготеет к светлым образам. «Весь город – крыш цветных гуденье!» — искренне, по-детски совсем удивится он блестящим после июньской ливневой грозы саратовским крышам.
В детстве Петр часто жил у деда в Галахове – отсюда столько нежных интонаций в его стихах, посвященных деревне, отсюда такой богатый деталями и многокрасочный колорит в описании родных мест в его повестях и рассказах.
Впервые стихи П. Орешина были опубликованы в газете «Саратовский листок» в 1911 году. «Саратовский листок» имел заслуженный авторитет во всем Поволжье. На его страницах печатались произведения Льва Толстого, Глеба Успенского, Антона Чехова; постоянными саратовскими авторами газеты были И.А. Салов, мастер талантливейших очерков, зарисовок, повестей и рассказов, и фельетонист А.А. Богданов. Так что Орешину повезло с первой публикацией, и он на протяжении многих лет поддерживал творческие связи с любимой газетой.
Почти одновременно орешенские стихи появились в «Саратовском вестнике». Окрыленный поддержкой губернских газет Петр Васильевич едет в Петербург. Его стихи пленили северную столицу, их нарасхват принимают не только газеты, но и толстые журналы – «Заветы» и «Вестник Европы».
С самых первых дней Первой мировой войны Орешина призывают в действующую армию. Воевал он храбро, себя не жалел. За отвагу был награжден двумя Георгиевскими крестами.
Революцию семнадцатого он встретил восторженно, поверил ей всем сердцем. Как и многих мастеров искусства, его поманил ветер перемен.
В стихотворении «Октябрь» Орешин рассказывает о революционных днях в Саратове:
Выстрел – и над Волгой кипень облаков,
Выстроил Саратов тысячу штыков.
Пушки – на верхушки Соколовых гор.
Звякнули винтовки – ставни на запор.
В руках ножи – в глазах мечта,
В руках штыки – в глазах мечта,
На белых пальцах стынет кровь,
В груди – кинжал, в глазах – любовь!
«Алый цвет», «Вспыхнуло вешнее пламя», Жни жатву!», «Праздник», «Взвейтесь, стяги, над Москвой» — вот далеко не полный цикл его стихов, славящих новую жизнь. Это заметили власти и пригласили молодого поэта сотрудничать в газете « Голос трудового крестьянства».
В 1918 году в издательстве «Революционный социализм» выходит первый стихотворный сборник поэта – «Зарево». Его тепло приветствует Сергей Есенин. Этих поэтов связывало знакомство, переросшее в дружбу. Начало ей положил сборник «Скифы», на страницах которого орешенские стихи соседствовали с есенинскими и как бы перекликались.
Вскоре Петр Васильевич возвращается в Саратов. Здесь он продолжает сотрудничать с «Саратовским листком» и «Губернскими известиям», выходят в свет его сборники «Дулейка», «Березка», «Набат». Он много печатается, выступает перед читателями на заводах, в школах, в студенческих аудиториях… Саратовский писатель Виктор Федорович Бабушкин вспоминал о той поре: «Этот чуткий хороший поэт и душевный человек был всеми любим, кто его знал».
Орешин приветствует и романтизирует кардинальные перемены, смену самого уклада жизни. Однако уже в начале 20-х он настораживается. Видя, что деревня так же бедствует, что насилие становится чудовищной закономерностью жизни, поэт начинает сомневаться и спрашивать, и его вопросы-метафоры не нравятся властям. Печально известное «Дело четырех», или «Дело 2037», когда Орешина, Есенина, Клычкова и Гагина обвиняют в хулиганстве и антисемитизме, становится лишь началом…
В 1934 году милиционеры составят протокол, свидетельствующий, что Петр Орешин сказал, находясь на улице в нетрезвом виде: «Такую сволочь, как товарища Когановича, вкупе с вами выдерживать не могу, как негодяев». А через несколько месяцев в Доме советского писателя Орешин скажет: «Советская власть не дает людям жить». И почти повторит одну свою строчку: «Среди людей мне страшно жить».
18 октября 1937 года Петра Васильевича арестуют. А 15 марта 1938 года расстреляют.
Петр Орешин – целая эпоха в русской поэзии. Он оставил большое литературное наследие – свыше 50 книг, в том числе четырехтомный сборник стихов: «Ржаное солнце» (1923), «Соломенная плаха» (1925), «Родник» (1923), «Откровенная лира» (1928). Но все его книги давно стали библиографической редкостью.
Петр Васильевич менее известен как прозаик, однако им создано немало повестей и рассказов, многие из них основаны на саратовских мотивах. Самое значительное произведение Орешина из жизни дореволюционного Саратова, над которым он работал несколько лет, — повесть «Злая жизнь». Почти все события произведения развертываются в Саратове и селах Аткарского уезда. Повесть богата автобиографическими материалами, тесно переплетается с историческими эпизодами из жизни города.
Когда-то критик Иванов-Разумник, одним из первых расслышавший «в грохоте громов» голоса Есенина, Клюева и Орешина, афористично сказал: «Клюев – Поморье. Орешин – Поволжье». И нам нужно знать творчество Петра Васильевича и гордиться, что «ржаное солнце» его поэзии взошло над саратовской землей.