«Мастер слова и образа» /книжная выставка-юбилей/
Есть в русской литературе писатели негромкие, но по-особенному задушевные, умеющие говорить о главном в жизни и оставляющие в памяти тёплый немеркнущий свет. Таким писателем был Иван Сергеевич Шмелёв, со дня рождения которого 3 октября исполнилось 150 лет. Его литературная позиция отличалась строгой ориентацией на классические традиции русской литературы 19 века, неприятием модернистских «холодных» умозаключений. Константин Бальмонт назвал Шмелёва «самым русским из писателей». По словам его духовного друга, философа И.А. Ильина, символом творчества писателя «стал человек, восходящий через чистилище скорби к молитвенному просветлению».
В Центральной городской библиотеке к юбилею И.С. Шмелёва развёрнута книжная выставка «Мастер слова и образа», где представлена литература, знакомящая с жизнью и особенностями творчества этого выдающегося писателя и православного мыслителя ХХ века.
Иван Сергеевич Шмелёв родился в 1873 году в Москве в строго православной, патриархальной купеческой семье. Детство, проведённое в Замоскворечье, стало главным истоком его творчества, всю жизнь он черпал вдохновение из этого неоскудевающего источника.
В 1898 году Шмелёв окончил юридический факультет Московского университета. Свой первый рассказ «У мельницы» он написал ещё в студенческие годы и опубликовал в солидном журнале «Русское обозрение» (1895). Решив стать профессиональным писателем, в 1907 году Иван Шмелёв, служащий помощником присяжного поверенного и налоговым инспектором, уходит в отставку. Огромную популярность принесла ему повесть «Человек из ресторана» (1911), которая была даже экранизирована в советской России.
До 1917 года вышло в свет 8 томов собрания сочинений Шмелёва, он уже был автором более пятидесяти книг. Принято считать, что в своих ранних произведениях (рассказы и повести ««Распад», «Гражданин Уклейкин», «Под небом», «Патока» и др.) писатель развил традиционную для русской литературы линию «маленького человека». Лучшие дореволюционные произведения характеризуются глубоким знанием московского городского быта, народного языка, вниманием к «сказу».
Ожидавший положительных перемен от надвигавшейся революции, писатель пережил все жестокости её последствий, потеряв в Крыму в 1921 году своего единственного двадцатипятилетнего сына. Будучи офицером Добровольческой армии, Сергей был расстрелян большевиками без суда и следствия. Лишь после этого в ноябре 1922 года Шмелёв решился покинуть родину. Вместе с женой Ольгой Александровной он обосновался в Париже, где до конца жизни (24 июня 1950 года) жил в крайней нужде.
Написанные в эмиграции книги – «Солнце мёртвых», «Лето Господне», «Богомолье», «Няня из Москвы» – принесли ему мировую известность. По существу, они были написаны для русского читателя, в них он воссоздал образ той России, которую потеряли в 1917-м.
Самым известной книгой Ивана Шмелёва является автобиографический роман «Лето Господне», который называют «поэмой в прозе». Работа над ним заняла около четырнадцати лет, с 1927 по 1944 годы. Эта книга вобрала в себя память о Святой Руси, её идеалах, обрядах и обычаях, повседневной жизни, православных праздниках, радостях и скорбях, о её вере.
После войны увидели свет первые два тома большого романа «Пути небесные» о нравственных исканиях, испытаниях веры русской души. Задуманный третий том романа Шмелёв дописать не успел. Он умер от сердечного приступа при посещении Покровского монастыря под Парижем на руках монахинь. В 2000 году, согласно духовному завещанию писателя, прах его и супруги был перевезён в Москву и захоронен в некрополе Донского монастыря.
Всех желающих узнать больше о жизненном и творческом пути писателя в произведениях которого «поёт, сияет и плачет православная русская душа», приглашаем посетить Центральную городскую библиотеку и ознакомиться с книжной выставкой «Мастер слова и образа», посвящённой Ивану Сергеевичу Шмелёву.
С.В. Лещёва, библиотекарь отдела обслуживания
Центральной городской библиотеки
#БиблиотекиБалашова#выставки