“Мир на грани…” / виртуальный час информации (+18) /
«Мир на грани…» (история возникновения движений «скулшутинг» и «Колумбайн»)
виртуальный час информации (18+)
К сожалению, в настоящее время анархические движения представляют достаточно серьезную угрозу, а сами идеи анархизма становятся все более популярной в молодежной среде. Групп, размещающих материалы анархисткой и суицидальной направленности в эпоху бесконтрольного доступа к Интернету, множество. Ежедневно, в различных соцсетях, например, «ВКонтакте», регистрируется около 5 интернет-формирований, пропагандирующих идеологию «колумбайна», суицида и анархизма. Увы, эти группы смерти сегодня на слуху – «Синий Кит», «Колумбайн» и другие печально известные молодежные сообщества, воспевающие культ самоубийства и подростков-убийц. Наиболее радикальным по своему содержанию является движение «Колумбайн».
Что такое «колумбайн»?
«Колумбайн» – это движение (субкультура) школьных стрелков. Подростков, которые организуют нападения на школы и колледжи, называют колумбайнерами – по названию американской школы Колумбайн, где в 1999 году произошло одно из самых громких преступлений такого рода.
Организаторами расстрела стали двое подростков Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс. К сожалению, у подростков, устроивших стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки. Колумбайнеры – прежде всего подражатели. Тот факт, что именно преступление в школе Колумбайн стало «образцовым», хотя расстрелы в учебных заведениях в США были и до него, связан с тем, что оно фактически было совершено в прямом эфире. Это был первый скулшутинг, который громко и подробно освещался в СМИ. Скулшутинг – это вооруженное нападение, проводимое в учебных заведениях; применение вооруженного насилия на территории образовательных учреждений, которое часто перерастает в массовые убийства. Слово является англицизмом и происходит от двух английских слов – school – «школа» и shooting» – стрельба. Подростки наиболее подвержены влиянию. Как правило, это подростки (люди) с психическими отклонениями, над которыми издевались в школе (буллинг), озлобленные практически на всех вокруг и мечтающие отомстить хоть кому-то. Место, которое они для этого выбирают – их учебное заведение.
Субкультура «Колумбайн» быстро набрала популярность и получила немалое количество поклонников, в том числе и в России. Самые громкие случаи школьной стрельбы, нападений с взрывчаткой, холодным оружием – в 2014 году в Москве, в 2018 году в Керчи. 3 февраля 2014 года в московском районе Отрадное произошла первая подобная трагедия. Десятиклассник Сергей Гордеев пришёл в родную школу № 263 с ружьём и выстрелил в учителя географии. Тот скончался на месте. Взяв в заложники одноклассников, подросток потребовал от охранника школы, чтобы тот вызвал полицию. По прибытии сотрудников органов правопорядка школьник начал стрелять и в них. В результате был убит один полицейский, ещё один получил тяжёлое сквозное ранение в области грудной клетки. Подростка удалось задержать, лишь когда в школу пришёл его отец. Он сдался полиции. Оружие нападавший украл у отца. В ходе экспертизы было установлено, что старшеклассник находился в невменяемом состоянии. Позднее он был отправлен в психиатрическую больницу на принудительное лечение.
17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошёл крупнейший в России акт «Колумбайна». Студент четвёртого курса Владимир Росляков пронёс на территорию учебного заведения самодельную взрывчатку и помповое ружьё. По версии следствия, он прошёл через запасной вход, поэтому оружие осталось незамеченным. Затем он направился в буфет и, дождавшись обеденного перерыва, активировал взрывное устройство. После этого Росляков пошёл в сторону второго этажа корпуса, где начал вести прицельный огонь из ружья по всем людям, проходившим мимо. Впоследствии он закрылся в библиотеке и выстрелил себе в голову. В результате происшествия погиб 21 человек, ещё 67 было ранено.
11 мая 2021 года в Казани 19-летний Ильназ Галявиев зашел в школу № 175 и открыл огонь на поражение из дробовика. Погибли восемь и серьезно пострадал 21 человек, стрелка задержали. Галявиев – выпускник этой школы, известно, что за несколько дней до трагедии его отчислили из колледжа за плохую успеваемость. О своих намерениях юноша заявил в телеграмм-канале за пару часов до того, как отправился убивать.
И последний случай в Ижевске, Удмуртия. Где 34-летний Артем Казанцев, вооружившись двумя травматическими пистолетами Макарова, переделанными под боевые патроны, вошел в школу № 88 и начал стрелять во всех, кто попадался ему на глаза. Прежде чем свести счеты с жизнью, он убил 17 человек.
Есть и случаи, в которых трагедию, возможно, удалось предотвратить. Так, в августе 2020 года в Красноярске были задержаны и помещены в психо-неврологический диспансер 9 подростков. Мальчиков и девочек подозревают в том, что они готовили нападения на школы с применением оружия. Главная (и похоже, пока что единственная) улика: все участники событий состояли в тематических группах в социальных сетях, где якобы обсуждали школьную стрельбу.
Значительное влияние на распространение колумбайнеров в России оказывает рост доступности и популярность социальных сетей и массовый приход туда подростков в период с конца нулевых до настоящего момента. Достаточно вспомнить, как после теракта в Керчи «ВКонтакте» массово наводнили странички, воспевающие действия Влада Рослякова.
Пермские подростки, Лев Биджаков и Александр Буслидзе, устроившие бойню в школе № 127, очевидно были знакомы с историей «Колумбайна». В «ВКонтакте» Биджаков состоял в нескольких группах, посвящёных этому. В эту же группу вступил и Буслидзе. В сообществах похожей тематики состоял и 15-летний Михаил Пивнев («ивантеевский стрелок»), который в сентябре 2017 года тяжело ранил своих одноклассников и учительницу.
«Предполагаю, что сам факт того, что в соцсетях это событие было представлено как исключительное и привлекающее внимание, способствовал распространению информации о том, что скулшутинг как форма проявления себя существует. И для тех подростков, которые испытывали чувство обиды, депрессии, могли подвергаться травле и чувствовали себя отверженным, этот вариант решения проблемы мог показаться подходящим», – объясняет Кирилл Хломов.
Усредненного портрета российского колумбайнера не существует, но не существует его и в зарубежной практике. Выявлены лишь общие признаки, которые, однако, различаются от случая к случаю. В исследованиях Кирилла Хломова и Дениса Давыдова (кандидаты психологических наук, сотрудники РАНХиГС), которые ссылаются на американскую практику, говорится, что в 60-78% случаев лица, совершившие вооруженное нападение в школах, страдали выраженной депрессией. 12% не имели близких друзей совсем, около 34% были социально изолированными.
Идея школьного расстрела не приходит к подростку в один миг, часто от момента, когда он фантазирует о том, что будет делать, до планирования и осуществления преступления, проходят годы. Случается, что дальше фантазий не заходит.
«Триггерами, которые в итоге приводят к необратимым последствиям, могут быть острая боль или внезапная потеря, причем совсем не обязательно, чтобы эти события были связаны именно со школой. В чем-то это близко к концепциям, которые описывают суицидальное поведение. Тогда фантазии переходят в действие, и происходит “разморозка”», – говорит психолог.
Чтобы получить ответы и чуть больше узнать о трагедии, которая коснулась сотни людей, предлагаем изучить несколько книг. На их создание авторов подтолкнула история «Колумбайна».
- Джессика Кнолл «Счастливые девочки не умирают»
Просто представьте себе элитную школу, подростков, привыкших решать проблемы чужими руками, и главную героиню, пытающуюся вписаться в новый мир, о котором она так мечтала. На что только не пойдёшь, чтобы стать своей, правда? И Джессика Кнолл могла бы ограничиться стандартной историей о том, к каким страшным последствиям может привести беспечность школьницы, напивающейся в компании одноклассников, но не стала. Нет, она взяла одни из самых табуированных тем — изнасилование и Scholl shooting — и объединила их под одной обложкой.
В нескольких интервью, а также в самой книге Кнолл признаётся: без Дейва Каллена, который десять лет изучал «Колумбайн», её книга была бы неполной. И, что самое страшное, психологически недостоверной, а значит, бесполезной для читателей.
По книге вышел фильм в 2022 году
- Дейв Каллен «Колумбайн»
В этой откровенной книге Дейв Каллен представил профили убийц-подростков, подробно реконструировав события 1999 года. Он показал нам двух старшеклассников без флера трагической героизации, который преследовал их на страницах чужих произведений: жестокого и последовательного Эрика Харриса и сомневающегося, склонного к самоубийству Дилана Клеболда. Автор сделал рисковый шаг — впервые публично предположил, что кумир девочек и почти романтический персонаж Дилан Клеболд не был главным в тандеме стрелков, а лишь выполнял приказания друга.
В результате у журналиста получился подробный отчёт о жизни ребят, постепенно увязающих в психопатических мыслях об убийстве одноклассников. Мы увидели, чем они жили: что слушали, смотрели, по кому фанатели. Основываясь на сотнях интервью, в том числе взятых у родных убийц, а также на тысячах страниц полицейских досье и разговорах с психологами ФБР, журналист собрал первый полный отчёт о «Колумбайне». Из него мы узнали: трагедии можно было избежать, если бы окружение подростков не игнорировало зловещие знаки, которые те так отчаянно подавали.
- Лайонел Шрайвер «Нам нужно поговорить о Кевине» (в русском издании — «Цена нелюбви»)
По мотивам книги снят фильм «Что-то не так с Кевином» (2011г., режиссёр Линн Рэмси)
Роман выделяется одной важной вещью — здесь писательница «препарирует» не подростка, а его семью. Она смещает фокус на родителей героя — раздавленную действиями сына, постоянно рефлексирующую и пытающуюся пережить трагедию, причиной которой, возможно, стала, мать. И отца, чья инфантильность не может не поражать.
Мы видим жизнь Кевина — пятнадцатилетнего подростка, устроившего резню в школе. Постоянные флешбэки, подробно описанные в письмах матери (почти история болезни), помогают нам вырасти вместе с героем: вот он читает книжки, влюбляется в Робина Гуда, а вот — осознанно совершает свои первые, пока ещё безобидные преступления. И всё ради того, чтобы хоть как-то привлечь внимание матери, которой, кажется, ужасно неуютно в своей социальной роли.
Вместе с мамой Кевина можно попытаться ответить на главный вопрос — почему он решился на убийство? Ответ на него частично дан в заголовке российского издания — нелюбовь. Лайонел Шрайвер не пытается обвинять в проблемах Кевина видеоигры, жестокие фильмы или рок-музыку. Она спокойно и чётко излагает свою позицию: амбивалентное отношение матери к ребёнку, а также неуместный позитивизм отца, который игнорировал тревожные звоночки в поведении сына, могли стать причинами, побудившими мальчика взяться за оружие.
- Астахов Павел «Класс. История одного колумбайна»
Только за последние четыре года в России произошло 7 случаев расстрела учащихся в образовательных учреждениях. Кто виновен в том, что молодые люди расстреливают своих однокашников? Может, государство с его беспомощным “управлением” культурой, “заботой” о морали и нравственных ценностях? Или кинематограф, который “крутит” по всем кинотеатрам страны бездуховные и пошлые поделки, мерзкие ужастики и пошлость? Что они несут молодым людям? Агрессию, упадничество, безысходность…
Этой – одной из самых тяжелых проблем нашей действительности – и посвящен новый роман Павла Астахова.
В этот день у Дмитрия Свободина все пошло наперекосяк. Рано утром умерла бабушка, которая его воспитывала. Потом ему пришлось терпеть хамство санитаров и участкового. Потом ему всыпали на работе за опоздание. Потом он поругался с отчимом, который презрительно назвал его неудачником и, вдобавок, тем обидным прозвищем, которое прилипло к нему еще в школе.
В школе… Именно она была источником всех его бед и неудач. И та троица одноклассников, которые нам ним издевались, – тоже виноваты, что он неудачник. И тупой физрук, который постоянно унижал его перед девчонками. И вся та жестокая, лживая, душная атмосфера 11-Б класса…
И ничего в затуманенном сознании не осталось, кроме жажды мести. Чудовищной, неуправляемой, дикой, как бешеное животное. Дмитрий схватил помповый дробовик отчима, набил карманы патронами и пошел в школу, которую окончил три года назад. Как раз в это время там проводил урок известный адвокат Артем Павлов…
Книга Павла Астахова имеется в фонде центральной библиотеки.
Конечно же, книг, в которых прямо или косвенно говорилось бы о событиях в «Колумбайне», значительно больше. Здесь выбраны лишь те из них, что вызвали наибольший отклик у читателей. Авторы этих произведений попытались показать историю колорадских стрелков с нескольких ракурсов, чтобы вы сами могли ответить на главный вопрос: кто виноват и что делать?
Больше по теме вы узнаете здесь:
Proslo. Скулшутинг и Колумбайн- что это такое/ Proslo . – Текст: электронный// Простыми словами: [сайт]. -URL: https://proslo.ru/skulshuting-i-kolumbajn-chto-jeto-takoe/ (дата публикации 26.10.2022).
Колумбайн. Опасное, деструктивное явление: [раздел сайта]. – Текст электронный//ГБУ «северодвинский психоневралогический диспонсер»: официальный сайт. – URL: https://спнд.рф/2020/03/26/kolumbajn-opasnoe-destruktivnoe-yavlenie/ (дата обращения 26.12.2022).
История российских колумбайов. – Текст: электронный//DTF: [сайт]. – URL: https://dtf.ru/u/299033-lord-drakonus/736091-istoriya-rossiyskih-kolumbaynov (дата публикации 18 мая 2021): – Режим доступа: Лорд Драконус на DTF.
Симонкова. Е. Российские колумбайнеры: откуда они появились/Елена Симонкова. – Текст: электронный//Милосердие: [сайт]. – URL: https://www.miloserdie.ru/article/rossijskie-kolumbajnery-otkuda-oni-poyavilis-i-kak-im-pomoch/ (дата публикации 11.05.2021).