Под душистою ветвью сирени… к 180-летию со дня рождения В.Н. Пасхалова

Под душистою ветвью сирени

С ней сидел я над сонной рекой,

И, припав перед ней на колени,

Ее стан обвивал я рукой…

Старожилы музыкального Саратова еще в прошлом веке рассказывали, что если тихой июньской ночью подойти к двухэтажному дому на углу Первомайской и Чернышевского, то обязательно услышишь доносящуюся из окон особняка мелодию некогда знаменитого на всю Россию романса. Автор музыки этого романса – Виктор Никандрович Пасхалов. Имя композитора едва ли можно встретить мелькающим в бегущих телевизионных строках, в титрах, в концертных программках, на афишах. Его произведения сегодня практически не звучат. Ценители музыки знают, конечно, о жизни и творчестве Виктора Никандровича, но актуальной остается горькая характеристика музыковеда Я.Я. Полферова, назвавшего нашего земляка «великим пропавшим талантом».

В.Н. Пасхалов родился в Саратове в потомственной дворянской семье 30 апреля 1841 года. Эта дата рождения была указана в абсолютном большинстве источников. Но в последнее время архивисты выяснили, что Виктор Никандрович на самом деле родился 14 апреля (по старому стилю) 1840 года, о чем есть запись в метрической книге Ильинской церкви города Саратова. Его отец был боевым офицером, служил на Кавказе. Мать, Анна Никаноровна, (урожденная Золотаева) – женщина весьма незаурядная. В истории Саратова ее обычно упоминают в связи  со ссылкой историка Костомарова: с ним она собрала и опубликовала сборник русских песен Поволжья – первое издание песенного фольклора Саратовского края. Она и сама писала неплохие стихи. По утверждению некоторых исследователей, самые удачные романсы  Виктор Никандрович написал именно на стихи матери: «Слышишь ли, милый», «Прости мне», «Изобидели сердце», «Дай на тебя наглядеться» и другие.

Первые уроки игры на фортепиано Виктор получил от матери. (Как принято тогда было в дворянских семьях, дети учили музыку, разные науки, языки; Пасхаловы знала семь языков!) Вероятно, музыкальные впечатления детства предопределили пристрастия Пасхалова к жанру романса, к музыке Глинки – любимого композитора матери. Любил он слушать и пение волжских бурлаков, игру кочующих музыкантов, сам пел популярные тогда в Саратове былины.

В 1853 году Виктор поступил в Саратовскую гимназию, словесность в которой преподавал Н.Г. Чернышевский. Одновременно брал уроки у педагога-пианиста Александра Ивановича Виллуана, выдающегося преподавателя, первого учителя Антона Рубинштейна.

С Виллуаном саратовский ученик поехал во Францию: в то время в России еще не открылась ни одна консерватория, и высшее музыкальное образование Пасхалов отправился получать в Париж. Он пробыл здесь четыре года, успешно занимался музыкой в качестве вольнослушателя местной консерватории. Как выяснилось позже, он постоянно испытывал нужду, жил в каких-то съемных каморках, голодал, но чувствовал невероятный творческий подъем. Знакомясь с лучшими образцами мировой музыкальной сокровищницы, саратовский композитор и сам создал в этот период несколько шедевров. Например, пронзительную «Песнь о рубашке», написанную на стихи английского поэта Томаса Гуда.

Видимо, именно в Париже Пасхалов впервые пристрастился к алкоголю. Люди по разному воспринимают жизненные трудности: одних они закаляют, другие ищут облегчения в алкоголе. Виктор Никандрович был  из вторых. К тому же болезнь у него была наследственная, доставшаяся ему от отца, которого он почти не помнил.

В середине шестидесятых  Виктор Пасхалов возвращается в Саратов. И несколько лет, проведенных в любимом материнском доме, станут самыми творчески плодотворными в его жизни. Он дает частные уроки, причем весьма успешно, вместе с сестрой  Натальей выступает с концертами, в том числе и в стенах дома, но главное – пишет романсы. Пишет много, самозабвенно, почти не помня себя. Всего он написал их больше шестидесяти. Особой известностью среди них пользовались «Дитятко, милость господня с тобой» на слова Н.П. Огарева, «Нивушка» на слова А.К. Толстого, «Проторила я дорожку» на слова А.Н. Плещеева. Замечательные произведения написаны на слова А. Григорьева, М.Ю. Лермонтова, Я.П. Полонского. Стихи этих авторов обретают в музыке Пасхалова неземное звучание. Однако о самых возвышенных чувствах композитор умеет рассказать просто и доступно. Его романсы – это истории, взятые из самой жизни. Именно поэтому так ценили Пасхалова великие представители «Могучей кучки» — Мусоргский и Чайковский. Именно поэтому, наверное, люди плакали на его концертах. Виктор Никандрович играл, по свидетельствам очевидцев, «неподражаемо», исполнял романсы «странным, выразительным шепотом». Феномен подобных концертов в истории русской музыки не случайно называется «пасхаловскими ночами»: очарованные слушатели не расходились, ночи напролет внимая композитору.

Романс «Под душистою ветвью сирени» на стихи Всеволода Крестовского – тоже из числа саратовских. Он напрямую связан с одной известной городской легендой. В 1867 году в Саратове произошло жестокое преступление: во время ограбления преступники убили мать с дочерью. Считается, что как раз в эту девушку был влюблен Виктор Никандрович и именно ее памяти посвятил едва ли не лучшее  свое творение. Говорят также, что после случившегося Пасхалов очень переменился, стал замкнутым и крайне раздражительным. Самые частые эпитеты, применяемые современниками  к композитору в быту, — «замкнутый», «скверного характера», «неуживчивый», «грустный», «очень ранимый». Привычка исцелять душевные раны вином, конечно же, не могла пройти бесследно.

В 1871 году Пасхалов уезжает в Москву и Петербург известным на всю страну композитором. Тогда же он сочиняет фрагменты к операм «Демон» и «Первый винокур», а также составляет сборник русских народных песен, записанных с голоса певца Макарова-Юнева. В Москве он три года занимался в консерватории, но поругавшись с директором консерватории Н.Г. Рубинштейном, экзамен не держал, а звание регента получил, сдав экзамен при Придворной певческой капелле в Петербурге (в ту пору ее возглавлял композитор Н.И. Бахметьев).

Осенью 1872 года Пасхалов посещает музыкальные собрания Балакиревского кружка. В ту же осень Стасов зовет Виктора Никандровича переселиться с семьей (молодя жена и сын) в город на Неве окончательно, обещает помочь материально, говорит о необходимости и дальше развивать талант. Пасхалов сначала соглашается, а  после… Неожиданно для всех отправляется в Казань с какими-то бродячими музыкантами. Двенадцать лет он безвыездно жил в Казани. Местная публика очень любила его и как музыканта, и как интересного, оригинального человека. Пасхалов давал замечательные уроки игры на фортепиано, организовывал музыкальные кружки и руководил их работой. Он выступал с многочисленными концертами как пианист-солист и аккомпаниатор. Его личное творчество проявлялось, главным образом, в свободной  импровизации, в которой он был блестящим мастером-исполнителем. К сожалению, он мало записывал свою музыку, а его слушатели тоже не оставили нам записей его произведений. Только по изданным воспоминаниям некоторых из его казанских современников мы можем догадываться о многообразии его творчества. «Едва ли я ошибусь, если скажу, что лучшие произведения В.Н. Пасхалова погибли навсегда для публики, — вспоминал его казанский знакомец В.Н. Тихонов об импровизированных концертах Пасхалова в узком кругу друзей. – Это были вещи, создаваемые им в минуты вдохновения и никем не записанные, они забывались и сами автором».

Новые творческие взлеты чередовались у композитора с навязчивым состоянием апатии. Он продолжал работать над оперой «Винокур-Бедокур», но работа шла вяло, с большими перерывами. Он был недоволен ею и сжег партитуру перед смертью. Неудачи продолжали преследовать Пасхалова. Из-за обострившейся нервной болезни и пристрастия к алкоголю он уже не смог давать уроки музыки. В конце концов, эта болезнь и последовавшая за ней нищета привели жизнь композитора к печальному концу. 1 марта 1885 года Виктор Никандрович покончил жизнь самоубийством. А.Н. Пасхалова объяснила причину этого ужасного поступка в открытом письме в «Волжском вестнике» от 7 мая 1885 года – по ее мнению, к роковому шагу сына подтолкнул ложный слух о ее смерти…

Последний раз романсы В.Н. Пасхалова публиковались (далеко не все) в 1948 году. Фортепианные сочинения, а также фрагменты из его опер остались неопубликованными, они хранятся в архиве Государственного центрального музея музыкального искусства. Среди них – «Саратовская полька». По преданию, ее композитор сочинил в редкую для себя минутку веселого настроения. Он очень любил не только мать, материнский дом, куда все собирался вернуться из Казани, но и саратовскую землю.

Судакова Т.М.

библиограф центральной

городской библиотеки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять