Поэт русского леса /информационное сообщение к 190-летию И.И. Шишкина/

Невозможно представить русскую пейзажную живопись без полотен Ивана Шишкина. Немного найдётся художников, творчество которых получило такую же широкую известность и всеобщее признание, заслужило столь искреннюю любовь соотечественников.

25 января исполнилось 190 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею живописца организована книжно-иллюстративная выставка-галерея «Поэт русского леса». На выставке размещены издания, знакомящие с особенностями творчества и с жизнью художника, в судьбе которого были нелёгкое детство, годы учения, трагические потери…
Обратившись к представленным материалам, также можно узнать историю создания многих известных шедевров, принадлежащих кисти Ивана Шишкина. Произнося его имя, мы вспоминаем картины «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком…», «Дубки», «Среди долины ровныя…». Поражая величавой простотой, эти полотна являются гимном живой природе, её красоте.
Шишкин знал и любил русскую природу, был её неутомимым исследователем. Никто до него с такой ошеломляющей откровенностью не поведал о своей любви к родному краю. Им были созданы ставшие классическими образы национальной природы, в которых не только запечатлено своеобразие ландшафта России, но словно раскрылась сама душа народа, живущего среди этой природы.
Родился будущий художник в 1832 году в Елабуге (Вятской губернии) в семье небогатого купца. Отец поддержал желание сына заниматься живописью, и в 1852 году юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где определилась его увлечённость пейзажем. После окончания училища 24-летний Иван   обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую закончил в 1860 году, получив Большую золотую медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» и право продолжить учёбу за границей на казённом пансионе. Через два года он отправился в Германию и Швейцарию, где разочаровывался в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. Зато лучше начал понимать себя, осознал свою силу и свой собственный творческий путь.
Вернувшись в 1865 году в Петербург, художник с увлечением принялся за этюды русских лесов и полей, словно вдруг открыв, что и как ему следует писать. Он сблизился с Артелью художников, позже стал участником Товарищества передвижных художественных выставок, существовавшего с 1871 по1923 годы.
Вступая на самостоятельное художественное поприще, своей главной задачей Шишкин избрал пристальное изучение натуры, точное отображение на полотне реальной природы. С вдохновенной прилежностью он воссоздавал на холсте или бумаге каждый элемент растительного мира: будь то венчики белых цветов над сумятицей густой травы или пыльные листья лопуха у забора, густые, колкие лапы елей или тёплая от солнца, шершавая кора сосен и дубов. «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж учёным образом», – писал о нём русский живописец И.М. Крамской.
Первой по-настоящему» шишкинской работой, в которой художник обрёл свою тему, стала «Рубка леса» (1867, ГТГ), написанная, когда Шишкину было уже тридцать пять лет. Тема леса, как главной принадлежности русской природы, стала одной из главных в его творчестве, преданность ей он сохранил на всю жизнь. «Лесной богатырь-художник», «патриарх леса» – так называли его современники. Любимейшее время года Шишкина – конечно же, лето, причём в поре расцвета, любимое время дня – полдень.
Первозданная красота мира, не тронутые человеком леса изображены на многих полотнах живописца. Более всего удавались художнику лесные пейзажи с могучими деревьями – соснами, дубами, с которыми ассоциируются мощь, величие, суровость природы России. Достаточно взглянуть на такие известные работы Шишкина, как «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Дубовая роща» (1887), «Летний день» (1891), «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Дубы. Вечер» (1887), «Зима» (1890).
Лесной мир художника открыт и расположен к человеку, в нём есть фольклорное начало. Глухомань в пейзажах «Лесная глушь» (1872), «Сосновый лес» (1885) впечатляет, но не страшит. Особым ощущением таинственности, незримой волшебной жизни проникнута картина «Дебри» (1881).
Несомненной удачей 1880-х годов стала бесконечно растиражированное и самое популярное полотно «Утро в сосновом лесу». Знаменитые «мишки», написанные на картине художником К.А. Савицким, присутствуют здесь как раз для ещё более убедительного свидетельства отдалённости и недоступности этого лесного царства, просыпающегося и оживающего на глазах в утреннем тумане.
Своим лучшим полотнам конца 1870-1880-х годов Ивану Шишкину удалось придать возвышенно-эпический характер. Не превзойдены по своей песенной красе картины «Лесные дали» (1884), «Бескрайние просторы» (1886). В знаменитом пейзаже «Рожь» (1878) торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простёртого под бледно-голубым небом поля спелой ржи. Глядя на картину, так и слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета…
За весь большой и славный путь, который Иван Шишкин прошёл в искусстве, он создал огромное количество пейзажных работ, получил множество всевозможных наград и званий, руководил пейзажной мастерской при Академии художеств. В 1891 году в Петербурге прошла персональная выставка художника, на которой он представил помимо живописных работ многочисленные этюды, рисунки и офорты, наиболее ярко раскрывающие его талант виртуозного рисовальщика.
Картиной-завещанием художника стало его последнее, грандиозное по величине полотно «Корабельная роща» (1898). В ней 66-летний Шишкин выразил всё, что чувствовал, что умел, о чём думал. Снова он пишет русский лес, соединяя могущество сосен, стоящих стеной величественной и несокрушимой, с благостным летним солнцем. Светом, именно светом жизни пронизано всё полотно. Лесной пейзаж кажется необъятным, картина поёт.
Творения Шишкина до сих пор остаются величайшими произведениями ландшафтного искусства, в которых с поразительной ясностью, как будто впервые видишь новые заповедные места. Всех желающих подробнее ознакомиться с книжной выставкой «Певец русского леса» ждём в Центральной городской библиотеке.
С. Лещёва, библиотекарь читального зала ЦБ

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять