«Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой…» /информационное сообщение к 135-летию Игоря Северянина/

16 мая 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения замечательного русского поэта первой трети ХХ столетия Игоря Северянина, чей оригинальный талант воспринимался современниками очень неоднозначно. Поэт, вступивший в литературу в эпоху Серебряного века и ставший одним из поэтических кумиров 1910-х годов, своеобразно и ярко выразил противоречия своего времени, его надежды и разочарования. Он снискал небывалую славу короля поэтов, позже испытав безмерную горечь изгнанника. В сознание многих он вошёл как «поэт экстаза, каприза», «неведомый паяц». Сложность мировосприятия поэта, его подлинное мастерство заслонялись эпатажной маской равнодушного гения, «лирического ироника».
К юбилею Игоря Северянина в читальном зале Центральной городской библиотеки развернута книжная выставка-персоналия «Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой…» Размещённая на выставке литература знакомит с жизнью и творчеством поэта.
Игорь Васильевич Лотарёв (Игорь Северянин – псевдоним) родился в 1887 году в Петербурге в семье военного инженера. По материнской линии он доводился потомком Карамзину и принадлежал тому же роду Шеншиных, что и Фет.
Печататься Игорь Северянин начал в 1905 году, а в 1908-м выпустил небольшой сборник стихов «Зарницы мысли», где выступал в традициях «чистой лирики», обнаруживая при этом феноменальную склонность к словотворчеству и иронии, которые впоследствии получили развитие в творчестве поэта. Всего же в период «настройки лиры» до 1912 года Северянин издал 35 брошюр-сборников, на страницах которых было опубликовано 275 произведений. Многие из этих стихов позже принесли ему «повсеградную» славу.
Грандиозная, не без оттенка скандальности, популярность пришла к поэту после выхода в марте 1913 года сборника «Громокипящий кубок». Эта книга стихов сразу же обратила на себя внимание современников: одних она восхищала, в других возбуждала насмешку, третьи отнеслись к ней откровенно враждебно. Ставшая одним из наиболее заметных явлений русской поэзии ХХ века книга выдержала за первые два года 7 изданий, а всего за шесть лет (с 1913 по 1918 год) – 10.
Вершина славы И. Северянина пришлась на 1915-1916 годы, когда одна за другой выходили книги его стихов или, по определению автора, – поэз: «Ананасы в шампанском», «Viktoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный». Неоднократно переизданные сборники надолго закрепили за Северяниным репутацию салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» великосветского и богемного быта. Огромным успехом пользовались собиравшие обширную аудиторию авторские «поэзоконцерты», на которых Северянин нараспев читал свои «виртуозные и курьёзные» поэзы, рассчитанные порой больше на слушателя, чем на читателя («Кто не слушал меня, тот меня не постиг»). Поэт смело вводил в свой стих новые ритмы, каламбурные неологизмы, иностранные слова.
Поэзию Северянина многие считали манерной, его упрекали в дурном вкусе и неоправданном словотворчестве. Вместе с тем его произведениям свойственна эмоциональная приподнятость, большое ритмическое разнообразие, небанальные рифмы. Несмотря ни на что Игорь Северянин был поэтом чистых чувств: «поэт с открытой душой» – сказал о нём Александр Блок. Его лучшие стихи отличаются лиризмом, музыкальностью, точностью сатирических зарисовок.
Тонкий поэтический слух поэта воплотился в разнообразных стихотворных увертюрах, сонатах, этюдах, ноктюрнах, прелюдиях, в мелодичных стихах, привлекавших многих композиторов. Среди них были такие выдающиеся современники поэта, как Сергей Прокофьев, восхищавшийся «Квадратом квадратов», и Сергей Рахманинов, написавший романс на стихи Северянина «Маргаритки».
В феврале 1918 года Игорь Северянин в Москве на вечере в Политехническом музее был официально избран «королём поэтов», одержав победу над Маяковским и Бальмонтом.
Летом того же года поэт, находившийся тогда вместе с больной матерью на даче в Эстонии, оказался отрезанным от Советской России. По обстоятельствам, до сих пор не вполне ясным, с того времени более двадцати лет Северянин почти безвыездно жил в приморском посёлке Тойла, однако сам себя он не считал ни беженцем, ни эмигрантом и постоянно подчёркивал свою духовную связь с Россией, свой «русский талант». В первые годы эмиграции он ещё ездил с концертами по Европе, выпустил ряд поэтических книг («Менестрель» (1921), «Миррэлия» (1922), «Падучая стремнина»: роман в 2-х частях (1922), «Соловей» (1923), автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) и другие). Наиболее значительной книгой эмигрантского периода стал сборник «Классические розы» (Белград, 1931).
В стихах этого времени главенствует горькая ностальгическая нота, примирившийся с судьбой поэт пишет «удивительно прозрачные в печали» классические стихи. Любовью к родине, переживаниями по поводу своей отторженности от неё проникнут и сборник сонетов «Медальоны» (1934).
Финал оказался безысходно-трагичным. Поэта не стало в декабре1941 года, Северянин умер от болезни сердца в возрасте 54 лет в бедности и забвении.
На книжной выставке «Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой» представлены имеющиеся в библиотеке сборники стихотворений и поэм Игоря Северянина, издававшиеся в разные годы. Вниманию читателей мы также можем предложить литературоведческие издания и журнальные публикации, рассказывающие об основных событиях жизни поэта и воссоздающие его творческий облик.
Всех желающих ознакомиться с нашей выставкой ждём в Центральной городской библиотеке.С.В. Лещёва, библиотекарь
отдела обслуживания
Центральной городской библиотеки
г. Балашов
#цб_библиотекибалашова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять