“Сердце, отданное детям” /обзор о педагогах – юбилярах года/

5 октября в России отмечают один из любимых праздников – День учителя. Эта профессия самая ответственная и благородная, самая сложная и интересная. Трудом учителя создаётся величайшая ценность на земле – Человек.

Говорят, учителем нельзя стать, а можно лишь родится. Эта профессия наиболее подразумевает наличие призвания.

Профессию учителя называют “вечной” и мы предлагаем обзор “Сердце, отданное детям” о педагогах – юбилярах года.

Большой вклад в развитие основ педагогики внес выдающийся чешский педагог, писатель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670), которому в этом году исполнилось 430 лет со дня рождения. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности.

Я. А. Коменский создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643–1670), состоящий из 7 частей, в которых изложил четкую концепцию преобразования человеческого общества. К сожалению, этот труд завершить при жизни ему так и не удалось.

Основная задача этого труда — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества. Он впервые в истории педагогики разработал целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я. А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я. А. Коменского — это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве.

95 лет назад в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов (1927-2020). В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором. Виктор Федорович Шаталов – Народный учитель СССР, автор методики эффективного обучения на основе педагогики сотрудничества.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе по методике, которую создавал 13 лет. Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю. Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты, в ВУЗы поступило 100% его учеников.

Шаталов работал над своей методикой все последующие годы. Он писал научные работы и книги, продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

В. Ф. Шаталов написал более 60 книг, опубликованных на 17 языках. Все они – о любви к профессии, к детям, о желании увидеть в каждом ребенке личность и вырастить гения.

Принципы его педагогики сотрудничества настолько просты и понятны, что легко применимы для всех школьных предметов:
– учитель должен быть заранее уверен в успехах учеников;
– оптимистичный настрой помогает в работе не только детям, но и учителю;
– даже если у ребенка что-то не получается, учитель делает акцент на его успехах, сглаживая неприятные эмоциональные переживания из-за неудач;
– дети боятся плохих оценок, и этот страх сковывает их, заставляет бояться осуждения, упреков и насмешек, поэтому на уроке нужно создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, внимательно относиться к слабому ребенку и морально поддерживать его;
– на уроке не должно быть деления на слабых и сильных учеников, нужно проявлять уважение к достоинству каждого ребенка;
– ответственность учителя: сначала научить, не упустив ничего, а затем требовать.

Виктор Федорович всегда брал самые отстающие классы и добивался успехов. Секрет его методики заключается, прежде всего, в умении заинтересовать тех детей, на которых учителя «поставили крест», расписавшись в собственном бессилии. Кроме того, в работе Шаталов всегда опирался на знание детской психологии – основного инструмента, помогающего наладить контакт с каждым ребенком.

#ф1библиотекибалашова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.