Страна гармонии и света /выставка-галерея к 150-летию Н.К. Рериха/
Есть художники, жизнь которых несёт на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. 9 октября исполняется 150 лет со дня рождения всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха (Рёриха), чья биография напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Он олицетворял собой художника нового типа – разносторонне образованного, «синтетического», убеждённого, что «истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты».
Искусствовед И. Петров отмечает, что Рерих был «замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии».
Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, ещё при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира.
В читальном зале Центральной городской библиотеки к юбилею художника организована книжно-иллюстрированная выставка-галерея «Страна гармонии и света», знакомящая с разнообразной литературой, посвящённой жизненному пути, творческим поискам и особенностями искусства Н.К. Рериха.
Первый раздел выставки – «Сын России, гражданин Вселенной» – включает издания, где содержится немало интересных сведений об основных событиях жизни Николая Рериха, раскрывается его философское мировоззрение, получившее отражение в живописи. Заслуживают внимание такие книги, как П. Беликов «Рерих» (из серии ЖЗЛ), Н. Рерих «О вечном…», Е. Полякова «Николай Рерих», сборники «Мир через Культуру» и «Н.К. Рерих. Жизнь и творчество», альбом «Николай Константинович Рерих» из серии «Великие художники» и другие.
Николай Рерих родился в 1874 году в Петербурге в семье известного нотариуса. В годы учёбы в частной гимназии К.И. Мая он выделялся среди сверстников редкой одарённостью и трудолюбием. В 1891 году друг семьи, художник М. Микешин, обратил внимание на способности юноши и стал с ним заниматься живописью. А с 1893 года Рерих одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета и, по велению сердца, в Академии художеств. Оба учебных заведения он окончил успешно.
Ещё в студенчестве Николай увлёкся историей Древней Руси, участвовал в археологических экспедициях. Дипломная картина «Гонец. Восстал род на род» (1897) стала первой из задуманной художником большой серии «Начало Руси. Славяне». Картину приобрёл П.М. Третьяков, сумевший угадать в начинающем живописце будущего гения.
В этот период творчеству художника были близки идеи символизма. Как философа Рериха интересовала не физическая оболочка предметного мира, а духовная насыщенность и живая жизнь, пульсирующая в космических телах. От своих ранних работ, просто иллюстрирующих жизнь славян («Сходятся старцы», 1989, «Город строят», 1902), Рерих переходит к символическим полотнам («Дела человеческие», 1914, «Знамение», 1915), переосмысливая историю Руси в контексте космической эволюции человечества.
Не приняв Октябрьскую революцию, художник вынужден был покинуть Россию. В 1924 году в Америке на основе нескольких сотен его картин был создан Музей Рериха (Нью-Йорк). Местные меценаты помогли ему организовать две экспедиции (1925-1928) и (1934-1935) в Азию с целью изучения «таинственных областей». Неизменными верными спутниками Рериха были его супруга Елена Ивановна и сын Юрий, выросший к тому времени в крупного учёного-востоковеда. Они собирали материал по этнографии и археологии, истории, искусству, мистицизму. Обе экспедиции дали и творческий результат в виде 500 картин – восточных пейзажей, работ по мотивам легенд и сказаний.
Книга Рериха «Алтай – Гималаи» представляет собой дневниковые записи художника, содержащие своеобразное и красочное повествование о первом путешествии по Центральной Азии.
Свою вторую родину Николай Рерих обрёл в Индии, поселившись с семьёй в долине Кулу, являющейся колыбелью древнейших памятников культуры. Рерихи приобрели поместье в окрестностях Нагара, расположенное на высоте 2000 метров. Здесь Николай Константинович основал Институт гималайских научных исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»).
Горный мир явился для Рериха неисчерпаемым источником вдохновения. В Индии были написаны серии: «Гималаи», «Шамбала», «Чингис-хан», «Кулу», «Святые горы», «Тибет» и другие. Для этих работ характерны эпическое звучание, величественность образов, богатейшая симфония красок, заставляющая трепетать сердце зрителя («Матерь мира», 1924; «Кришна. Весна в Кулу», 1929; «Полунощное. Сияние Шамбалы», 1940 и др.).
Материалы выставки, составившие раздел «По законам красоты», знакомят со многими созданными живописцем картинами, показывают «странное очарование» его драгоценных полотен.
Выставки мастера, проходившие в разных городах Индии, посещали толпы людей. В 1941-1945 годах Николай Рерих и его сын Святослав, тоже ставший художником, перечисляли деньги за проданные картины в пользу Советского Красного Креста.
После окончания Второй мировой войны художник уже готовился вернуться на родину, в Россию, когда тяжёлая болезнь сердца нарушила его планы. Он умер 13 декабря 1947 года в Кулу.
На нашей выставке также имеются книги, в которых представлены некоторые произведения Рериха-писателя. Его литературное наследие составляют драма «Милосердие», поэтический сборник «Цветы Мории» (изданный в 1921 году для сбора средств голодающим России), сказки, легенды, притчи, былины, более десяти томов статей, очерков и писем.
Всем желающим лучше узнать и оценить многообразную творческую деятельность художника и мыслителя Н.К. Рериха предлагаем ознакомиться с книжной выставкой «Страна гармонии и света» и приглашаем в Центральную городскую библиотеку.
Светлана Лещёва, библиотекарь отдела обслуживания Центральной городской библиотеки
#ГЦБС#Центральная_городская_библиотека_Балашов
#БиблиотекиБалашова
#НиколайРерих#живопись