Калитка в душу народную к 155-летию со дня рождения А.Н. Будищева

Отвори потихоньку калитку…

Одной этой строчки, невзначай услышанной на радиоволне или с экрана телевизора, будет для многих достаточно, чтобы «стряхнуть» с себя сиюминутные заботы. Пусть надо куда-то торопиться, что-то без промедления сделать, вы дослушаете до конца знаменитый романс, уже более ста лет волнующий людские сердца.

Имя автора слов «Калитки» сегодня известно практически только специалистам, хотя в начале предыдущего века читающая Россия хорошо знала нашего земляка. В 1901 году в Санкт-Петербурге вышел в свет сборник лучших лирических произведений «Русские поэты за сто лет (с пушкинской эпохи до наших дней)». В него были включены наиболее известные авторы: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Фет, Бальмонт… Пять страничек уделили А.Н. Будищеву. И неспроста: он пользовался популярностью часто издавался, имел, как принято говорить, хорошую критику.

В предисловии к весьма солидному тому составитель А. Сальников утверждал, что стремился «дать читателю возможно полный сборник лучших образцов русской лирической поэзии, который бы, по богатству и разнообразию своего содержания, мог удовлетворить самым взыскательным литературным вкусам и эстетическим требованиям.» К таковым образцам были отнесены и творения Будищева.

Вот некоторые библиографические сведения об Алексее Николаевиче, приведенные в антологии: «…Родился 14-го января 1867 г. на хуторе, близ дер. Багреевки, Саратовской губернии, Петровского уезда. Отец его, небогатый землевладелец, дворянин, был сначала военным, а затем служил мировым посредником и, наконец, мировым судьей». После окончания гимназии будущий поэт и прозаик поступил на медицинский факультет Московского университета. Еще девятнадцатилетним студентом стал публиковать стихотворения и рассказы в юмористических и других периодических изданиях: «Развлечение», «Будильник», «Осколки», «Русский сатирический листок». Затем печатался в таких солидных изданиях, как «Новое время», «Вестник Европы», «Неделя», «Русское богатство», «Русская жизнь», «Русь»…

Алексей Николаевич увлекался биологией, но почувствовав себя совершенно неспособным заниматься медициной, особенно практикой, с четвертого курса ушел. В начале 1890-х годов, переехав а Петербург, стал профессиональным литератором. Перу Будищева, помимо многочисленных стихов, очерков и рассказов, принадлежит и ряд романов. Его творчество собрано в книгах: «Разные понятия», «Распря», «Пробужденная совесть», «Лучший друг» (1901), «Стихотворения» (1901, 1915), «Я и Он» (1903), «Солнечные дни» (1904), «Бунт совести», «Черный буйвол» (1909), «Вольные стрелки» (1915), «Торжество зла» (1916) и других. Были еще изданные пьесы: драмы «Живые и мертвые», «Катастрофа» (1897), водевиль «Странная история» (1901).

В книге рассказов «Степные волки», «Степь грезит», в стихотворении «Я люблю эту ширь ароматных степей…» и других произведениях присутствует образ любимого пространства родины – саратовской бескрайней вольной степи. Чтобы со знанием дела написать об этом, создать прекрасный образ степи, надо было подолгу жить дома у родителей, в имении близ Петровска.

Больше всего среди современников Будищев был известен литературными миниатюрами. Русский историк и библиограф С.А. Венгеров писал: «Настоящее призвание Будищева – литературная миниатюра. Небольшие рассказы его написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора… Будищев тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свое настроение читателю. В ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Будищев по художественным ресурсам должен был занять одно из первых мест». Современники высоко оценивали его творчество, отмечая близость к А. Чехову и Ф. Достоевскому.

Стихи Александра Николаевича обладали мелодичностью. Некоторые его произведения были положены на музыку: «Весна» («Идет, шумит нарядная зеленая весна», композитор А. Гречанинов), «Ты недавно так мило взглянула» (Л. Дризо), «Холодные снега озарены луной…» (Б. Гродзкий, Н. Соколов), «Она пришла ко мне весною…» (Ф. Иванов), «Расскажи мне…» (В. Орлов), «Я люблю эту ширь ароматных степей …» (И. Корнилов) и др. Но испытание временем выдержала  только «Калитка».

Не так уже и редки случаи, когда тот или иной литератор остается в памяти потомков автором лишь одного произведения. Так произошло и с А.Н. Будищевым. Хотя его «Калитка» стала знаменитым романсом не сразу. Однажды, встретив это стихотворение в отрывном календаре, А. Обухов решил написать к понравившимся строкам музыку. Одно время даже считалось, что ему и слова романса принадлежат. На самом деле он лишь несколько изменил текст.

Сегодня «Калитка» – классика нашего песенного наследия.  Ее исполняли многие певцы. Романс о вечном – о любви. Его слова просты и негромки. Он покоряет чистотой помыслов, нежностью, истинностью и глубиной чувства. Поэтому и стал не хитом на час, а песней на все времена. Открыть калитку в душу народа не так то просто. Александр Николаевич Будищев сумел.

Только вечер затеплится синий,                                                                    

Только звезды зажгут небеса,

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса, –

Отвори осторожно калитку

И войди в тихий садик как тень,

Да надень потемнее накидку

И чадру на головку надень.

Там, где гуще сплетаются ветки,

Я незримо, неслышно пройду

И на самом пороге беседки

С милых губок чадру отведу.

Т.М. Судакова, библиограф центральной библиотеки МУ «ГЦБС»

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять