Там, на неведомых дорожках /зашифрованная мудрость русских сказок/

Есть ли у русских сказок тайный смысл?
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем.
Сказки на Руси известны с древних времен. Современное значение, которое мы сейчас понимаем как “сказка ” появилось не раньше XVII века. В Древней Руси сказки первоначально обозначались другим словом – «баснь».
Вплоть до конца XVIII века аристократы и церковь относили сказки к разряду суеверий простого народа, который изображался, как дикий и примитивный. Учиться дворянину у крестьянина было нечему. Дворянам даже не могло прийти в голову, что они могут научиться чему-то у своих крестьян. Однако в начале XIX века к учёным, философам, поэтам приходит осознание того, что древнейшее мифологическое сознание во многом определяет быт и мировоззрение каждого человека. Нельзя уйти от своих корней, ведь разрыв с ними подобен отделению реки от её истока.
Русские народные сказки имеют два основных плана:
Внешний – то, что происходит в сказке, сам сюжет со своими поворотами и персонажами (дети в восторге переживают с ними их приключения).
Символический (наиболее важный и скрытый от неподготовленного взгляда) — каждый образ, каждый герой и сюжет, каждое число – это особый символ, код, ключ, который помогает подобраться ближе к разгадке глубокого смысла сказки.
Может быть поэтому они и сохранились до наших дней. Чтобы понять их основной смысл, нужно учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.
Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что стоит за каждым образом.
Возьмём, к примеру, Ивана – дурака. Казалось бы, глупый, но удачливый человек, чего тут интересного? Но никто никогда не задумывался о том, что в Древней Руси Ивана прозвали дураком совсем не потому, что он был глупым, а потому что так называли младшего ребёнка в семье. Теперь на знакомые нам с детства сказки, можно посмотреть совершенно с другой стороны.
Но прежде чем понять скрытый смысл мы должны вспомнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка.
Например сказка “Колобок”. Как говорят исследователи, эта сказка — астрологическая. Она — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…так и луна постепенно уменьшаясь превращается в месяц.
Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка и его приключения. Окружающий мир для него становится сказочным.
В другой сказке “Заюшкина избушка” детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но лиса-зима боится солнышка.
В сказке “Петушок золотой гребешок” говорится о смене дня и ночи. Петушок – это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем. Прожитые чувства в сказках делают детей смелее и сильнее. Сказки помогают детям справляться со страхом, перебороть себя и поверить в собственные силы; учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано (учат детей законам справедливости), смелый победит (отваге), терпеливый дождётся (выдержке), честный труд ценится (трудолюбию), правда восторжествует и т.д.
Очень интересна символика чисел в русских народных сказках. Например, цифра “три” олицетворяет выбор трех путей, когда герой оказывается возле развилки, камень, который предлагает ему на выбор три дороги. Главный герой, как правило, выбирает самую трудную из них и, пройдя через все испытания, получает главную награду.
Также в сказках часто встречается упоминание цифры семь — «за семью дверями, за семью замками…», «цветик-семицветик». Эта цифра не случайна. Она символизирует испытания, которые должен пройти герой чтобы добраться до цели и быть счастливым.
В русских народных сказках есть два мира – обыкновенный и потусторонний. Зачастую границей между ними оказывается дремучий лес или домик на курьих ножках, в котором живёт Баба Яга. Самой потусторонней реальностью является Тридесятое царство. И если учесть, что в сказках именно ему уделяется большее внимание (основная часть всех приключений происходит именно там), то можно сделать вывод, что потусторонняя реальность в сказочном мире важнее обыкновенной. Почему так сложилось?
Птица Феникс, которая возрождается из пепла снова и снова — символ воскрешения. Этот образ символизирует восход и заход солнца, но если смотреть глубже, то Феникс является символом внутреннего очищения человека в процессе постоянного духовного роста и преодоления материального мира в пользу более глубоких и важных ценностей. Загадка: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что» не так уж и легка. «Туда, не знаю, куда» – это внутреннее, духовное путешествия героя вглубь себя. Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдёт ответы на все свои вопросы.
Иван-царевич — символ мужского начала, мужских ценностей, силы защитника родной земли, чести и совести.
Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, мудрости, любви.
В русских народных сказках всегда одерживает верх добро. Символами добра является соединение женского и мужского образа, только в соединении двух половин одного целого, возможна природная гармония, победа над злом и тёмными силами. Например, сказка “Репка” символизирует крепкую связь разных поколений. Сама репка – это огромное количество важных знаний, накопленных членами одного большого семейства .Мораль сказки очевидна – если что-то делать всем вместе, то непременно можно достичь успеха. Кроме того, иногда даже самому сильному (деду) нужна помощь даже самая незначительная, на первый взгляд, (как в сказке помощь мышки привела к желаемом результату).
В сказке “Аленький цветочек” — символ высшей духовности, это цветок, который позволено сорвать только редкому человеку с добрым сердцем и чистой душой, какой и оказывается героиня сказки – Настенька. Аленький цветочек находится на острове посреди океана, в глубине густого дремучего леса, который символизирует множество запутанных человеческих мыслей, которые сопровождают человека на протяжении его духовного роста. Как обычно в русских сказках, чистая любовь творит чудеса, и в сказке «Аленький цветочек» произошло удивительное превращение чудища в прекрасного принца.
Яблоко в сказках— символ бессмертия, вечной молодости и мудрости, преображения жизни человека.
Таким образом, сказки – это хранилища многовековой мудрости наших предков, добрые учителя, которые всегда рядом.
#ф1библиотекибалашова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять