Великий голландец /информационное сообщение к 415-летию Рембрандта/

Одна из ярчайших страниц в истории мирового искусства  принадлежит творчеству гениального голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи, он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.

15 июля 2021 года исполняется 415 лет со дня рождения Рембрандта. К юбилею этого замечательного мастера кисти в читальном зале Центральной городской библиотеки организована книжно-иллюстративная выставка-галерея «Великий голландец». Представленные здесь издания позволяют всем желающим узнать о сложной и драматичной судьбе гения и познакомиться с особенностями его творчества. Основу наследия художника составили портреты и картины на религиозные темы. Кроме того он писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты.
Рембрандт Харменс («сын Хармена») ван Рейн родился в1606 году в голландском городе Лейдене в многодетной семье довольно состоятельного мельника. Мельница располагалась на берегу рукава Рейна, от названия реки семья получила свою фамилию «ван Рейн». Будущий художник оказался единственным ребёнком в семье,получившим образование в Латинской школе в Лейдене. Затем в возрасте 14 лет Рембрандт поступил в одно из старейших учебных заведений Европы – Лейденский университет, но вскоре оставил учёбу ради занятий живописью.
Первоначально Рембрандт обучался живописи у местного исторического живописца Якоба ванн Сваненбюрха, в мастерской которого провёл 3 года, приобретая навыки своего искусства. После этого, в 1624 году, юный художник учился в Амстердаме у Питера Ластмана, специализирующегося на библейских и мифологических сюжетах. Возвратившись в Лейден, Рембрандт вместе с другом открывает собственную мастерскую, самостоятельно занимается живописью, начинает набирать учеников. За несколько лет он приобрёл широкую известность.
 Ранние произведения молодого живописца отличает необычайная красочность, детальность исполнения. Работы «Товид и Анна с козлёнком», «Валаам и ослица» (обе – 1626) отражают не только богатую фантазию Рембрандта, но и его стремление как можно выразительнее передать драматические переживания своих персонажей.
В 1631 году художник перебрался в Амстердам, центр художественной жизни Голландии. 30-е годы стали временем, когда к Рембрандту пришли слава «исторического живописца» и блестящий успех портретиста. Путь к известности для него открыла большая заказная картина 1632 года – групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа». Богатство мимики каждого изображённого лица и драматическое исполнение светотени свидетельствовали о наступлении творческой зрелости художника.
Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности в картинах мастера стал контраст света и тени. В эти годы он пишет многочисленные автопортреты, изображения жены Саскии ван Эйленбург; появляются такие известные картины, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1633), «Снятие с креста» (1634), «Ослепление Самсона» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Похищение Ганимеда» (1636) и другие. Вся лучится светом прекрасная «Даная»(1636), выполненная со смелой реалистической непосредственностью.
Жгучими контрастами отмечено не только искусство, но и сама жизнь Рембрандта. В 1642 году было создано одно из самых знаменитых живописных произведений Рембрандта «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. Картина вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного портрета художник создал полную героического пафоса историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этой картины начинается всё более проявляющийся конфликт художника и общества, прекращается поток заказов. В этом же году в 29 лет умирает его горячо любимая Саския. Всеобщее признание и слава сменяются разорением и испытаниями судьбы.
Несмотря на жизненные невзгоды рембрандтовское мастерство неуклонно растёт. В 1640-50-е годы он пишет спокойные, проникнутые теплотой чувств библейские сцены – «Святое семейство» (1645), «Христос с учениками в Эммаусе» (1648), Давид и Ионафан»(1642).
Вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста стали рисунки и офорты «Мельница», «Три дерева». Лучшие офорты, созданные  в 1650-е годы, повествуют о тайнах бытия о трагизме человеческой жизни («Слепой Товид», «Поклонение пастухов», «Три креста»). В это же время художник пишет многие из своих значительных портретов – бургомистра Яна Стикса (1654), сына Титуса за чтением (ок.1657), автопортреты, изображения стариков, служащих воплощением жизненной мудрости.
Закат художника был печален – он разорён и болен, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (ок.1668-69гг.). В написанной на сюжет известной библейской притчи картине с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Призывом к глубокой человечности, утверждением духовной общности людей завершил своё творчество великий мастер. 4 октября 1669 года он тихо и незаметно покинул этот свет. Всего до нас дошло около двух тысяч работ бессмертного гения Рембрандта Харменсаван Рейна.
  С. Лещёва, сотрудник читального зала Центральной библиотеки
#цб_библиотекибалашова #выставки

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять